Спасибо шпиону | Светлана БЕССЧЕТНОВА
Интрига такова: в 1636 году некий секретарь голштинского посольства Адам Эльшлегер (поскольку никто на Руси выговорить это имя не мог, то здесь он больше известен как Олеарий) попытался осмотреть Казань, как осматривал все города от Московии до Персии. Не тут-то было: местный воевода не пустил его дальше первой городской заставы, Заночевавший на пристани Олеарий. однако же, воротился домой не с пустыми руками: он опубликовал наряду с другими зарисовками, и рисунок казанского кремля. Но в отличие от гравюр с изображением других городов, которые были сделаны очень точно, зарисовка Казани выглядит предельно странно, как будто обиженный Олеарий делал ее по пьяни. Во-первых, на ней как будто совмещены разные виды кремля. Во-вторых, не видно весьма заметного Благовещенского собора, построенного еще в 1559 году, и некоторых других зданий, зато во множестве изображены какие-то неизвестные башни - как будто голштинец просто упражнялся в рисовании маковок. В общем, красиво, но - по мнению ученых, которые безуспешно разглядывают эту гравюру уже сотни лет - достаточно бредово.
- Олеарий не мог так грубо ошибаться, так как, если хотите, речь шла о его репутации. Ведь он, как и большинство других тогдашних путешественников, ездил не просто так, а с разведывательными целями, - объясняет Нияз Халит Тогда вся Россия кишела шпионами, а Казанское ханство вообще представляло для них особый интерес. Это был тогдашний Афганистан или, скажем, Чечня - территория, на которой долгое время шли войны, только что присоединенная, отнюдь не успокоившаяся... И рисунки свои Олеарий делал отнюдь не из любви к географии - это был, вообще говоря, план, который делался для его возможного использования в военных целях...
Таким образом, исключив возможность того, что Олеарий просто забавлялся, зарисовывая города, Нияз Халит предположил, что, поскольку у голштинца не было времени самому «сфотографировать» Казань, он просто воспользовался чужим рисунком. То бишь рисунком шпиона, побывавшего в городе до него...
Такой шпион был это англичанин Дженкинсон, который посетил Казань в 1558 году - как раз за год до возведения Благовещенского собора. И если Олеарий действительно попользовался его не дошедшим до нас рисунком, то, значит, на его гравюре - Казань всего лишь несколько лет спустя после ее захвата. И тогда многое становится понятным - те купола, которые ученым казались лишними, принадлежат мечетям, ханским усыпальницам и сторожевым башням, которые вскоре были разрушены, и даже упоминаний о них не осталось... То есть гравюра вернула нам лицо погибшего в XVI веке города - с его своеобразной архитектурой, ханским дворцом и знаменитой Даировой баней! Эту идею Нияз Халит высказал давно, но долгое время для него еще многое оставалось непонятным. Откуда тогда, например, на рисунке Дженкинсона Преображенский собор, возведенный, как известно, гораздо позже?
И вот концы в исследовании ученого, наконец, сошлись с концами. Но для этого Ниязу Халиту пришлось отказаться от общепринятой концепции, согласно которой «дорусский» кремль был гораздо меньше современного и походил на ракушку, раскрытую со стороны нынешней Кремлевской улицы. Вообще говоря, и раньше эта теория казалась ему достаточно спорной: ведь если богатая Казань была таким слабозащищенным городом, то почему войска Ивана Грозного штурмовали ее с самых неудобных, казалось бы, мест? Логический ответ прост: потому что все остальные места выглядели просто неприступными. О том же говорит и гравюра Олеария-Дженкинсона: у кремля было три, как сейчас сказали бы, степени защиты. Ханский дворец был опоясан несколькими кругами крепостных стен, рвов и сторожевых башен.
- Я взял точную топографическую съемку Кремля, которая, кстати, раньше была засекречена, взял результаты геофизических и геологических исследований и, совместив их с палеорельефом холма, смог максимально точно определить, с какого места зарисовывал казанскую крепость разведчик, - объясняет Нияз Халит.
В результате ученый пришел к выводу, что площадь и конфигурация кремля почти совпадали с сегодняшними, то есть Спасская башня построена еще в ханской Казани с вполне понятными оборонными целями! Только называлась она, естественно, не Спасской, а Ногайской. После взятия Казани русские не стали ее разрушать: напротив, пристроили к ней церковь, а к церкви - новые крепостные стены, несколько расширив территорию кремля (тогда, как обычно в средневековье, стены пристраивались к самой башне, а не к церкви).
Постепенно, шаг за шагом, архитектор расшифровал происхождение каждого купола, узнал, где стояли мечети, остроги, где находился сад, в котором гулял ханский гарем... Вот бы удивились, наверное, Дженкинсон и Олеарий, узнав, что в стране, в которой они вели свою разведывательную деятельность, через столько лет к ним почувствовали благодарность... |