Развитие татарской культуры в XVII-XVIII веках в основном находилось в руках мусульманского духовенства. Татарская культура того времени шла преимущественно в одном направлении, развивая лишь религиозные мотивы, оставляя в стороне светские. Исключительно религиозными были сюжеты художественной литературы, историческая мысль в основном рассматривала историю религии, общественная мысль сводилась в конце концов к теологическим спорам.
Самым известным поэтом конца XVII-начала XVII вв. являлся Мавля Колый. Все его стихотворения, сохранившиеся в рукописном сборнике «Мудрые изречения», пронизаны религиозно-философскими размышлениями о жизни и смерти, призывами к нравственной чистоте и религиозному совершенству.
У татар школы в основном существовали при мечетях. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству произошло резкое сокращение количества мечетей.
Мусульманские учебные заведения при них фактически были ликвидированы, уровень грамотности татарского народа резко снизился. Лишь после указа Екатерины II о терпимости всех вероисповеданий стали повсеместно появляться новые мектебы (начальные школы) и медресе (средние школы).
|