|
Человек во все времена пытался так организовать жизнь, чтобы было удобно, комфортно и, главное, безопасно. И в этом смысле ров вокруг старого Казанского кремля или посада – тоже элемент инфрастуктуры, как и рынок или средневековые бани.
Очень интересно наблюдать, как менялись средства передвижения: от верховой езды и карет к конке, потом к трамвайному сообщению (кстати, в 1999 году исполнилось сто лет со дня пуска в Казани первого трамвая), и вот теперь в 2005 году горожане ждут открытия первой линии метрополитена.
Чем ближе к дню сегодняшнему, тем разительнее перемены. Это касается и торговли (купцов, по полгода проводящих в пути, и красочные ярмарки на острове рядом с Казанью сменили транснациональные компании типа «Икеа», имеющие свои гипермаркеты в самых разных городах и странах, и Интернет-торговля).
С развитием технологий инфрастуктура совершенствуется – речь идет уже не только о транспортной, рыночной и социально-бытовой системе, но и об информационной инфраструктуре. Уже сейчас в Татарстане число сотовых телефонов превышает число домашних, а словосочетание «системы защиты» давно уже прочно ассоциируется с антивирусными программами и межсетевыми экранами…
(При подготовке текста использованы работы Худякова М.Г. «Очерки по истории Казанского ханства»; Хузина Ф.Ш., Пискарева В.И. «История Татарстана»; Халиков А.Х. «Монголы, татары, Золотая орда и Булгария»; Халитов Н.Х. «Архитектура мечетей Казани»; И. Измайлова; Л.Девятых «Казань. Забытое и незнаемое»; Лисевич М.М. «История Казани глазами эрудитов»; а также сборников «История Татарской АССР», «История Татарстана», «История Казани», «Материалы по истории татарского народа», «Из глубины столетий», материалы сайта «Казанская епархия» и др. – см. библиографию).
|