К первой половине столетия относится сооружение Петропавловского собора. Церквей Богоявления, Евдокии, Покровской церкви. Появился новый комплекс зданий, украсивших Казанский кремль. Он был обнесен каменной стеной с высокой проездной башней. На Спасской башне были установлены часы.
В 1768 году первым профессиональным казанским архитектором В.И. Кафтыревым был разработан проект перепланировки города. Центральные улицы стали застраиваться преимущественно каменными домами. После пугачевского взятия Казань сильно выгорела, да и вообще пожары были обычным событием в городе.
Новый генеральный план осуществлялся достаточно энергично. Про Казань писали, что это лучший город в России после Москвы и Петербурга.
В. И. Кафтырев был представителем русского барокко. Предположительно, по его проекту была сооружена Первая соборная мечеть (мечеть Марджани).
Началом классицизма в Казани принято считать 90-е годы ХVIII столетия, когда здесь стал работать итальянский архитектор Иосиф Мари. К этому времени в городе сложилось высокопрофессиональное содружество зодчих, застраивавших губернскую столицу в соответствии с самыми высокими требованиями современной российской архитектуры.
В 1743 году из 536 мечетей, имеющихся в Казанском уезде, были сломаны 418, в том числе все, расположенные в татарской слободе и окрестностях Казани. Вот как это случилось: после соответствующего обращения архимандрита Дмитрия Святейший синод 27 июля 1742 года принял решение о «нестроении в России помянутых татарских мечетей и о сломании построенных», ссылаясь на грамоту Феодора Иоанновича. В итоге 19 ноября 1742 года Сенат указом постановил «все имеющиеся в Казанской губернии новопостпроенные за запретительными указами мечети …сломать и впредь строить не допускать, и того казанской, астраханской и воронежской губерниям накрепко предостерегать: ежели где татары свое жительство имеют в отдалении от новокрещенных жительств… в них мечети для неминуемой жителей татарских законной нужды оставить надлежит». Под новопостроенными подразумевались все мечети, появившиеся после взятия Казани», причем заодно с казанскими было приказано уничтожить мечети почти по всей территории Российского государства. Эти мероприятия сопровождались невиданными гонениями на иноверцев, насильственными крещениями и т.д.
Однако уже в феврале 1744 года на заседании совета, проведенному по жалобам казанских мусульман, опираясь на мнение Петра Великого, решено было оставшиеся мечети до Указа не ломать. И в апреле 1744 разрушение мечетей было прекращено и даже принято решение некоторые из них восстановить.
Было разрешено восстановить две мечети, но уже через несколько лет, в 1749 году, в пожаре погибла вся татарская слобода, и на месте сгоревших мечетей построили церкви.
Монументальное каменное строительство мечетей после всех этих событий пришло в упадок до екатерининской эпохи, когда на улицах Казани появились каменные мечети в стиле барокко.
|