Религия XVIII века |
С 1732 года Казанской епархией управляли архиепископы, а с 1738 по 1762 гг. - епископы: известный излишним рвением в насаждении христианства епископ Лука (Канашевич) и епископ Гавриил (Кременецкий). После миссионерских трудов казанских просветителей процесс христианизации Казанского края почти прекратился, и только митрополит Тихон (Воинов), прибывавший на Казанской кафедре с 1699 но 1724 гг. продолжил эту деятельность: с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто 7 церквей и инородческая школа. В 1718 году была открыта школа для детей духовенства, преобразованная в 1732 году в Казанскую духовную семинарию. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено 406792 инородца, всего же к началу XIX века в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещенных чуваш, мордвы, черемис, татар и вотяков. Частично, это объясняется правительственными льготами, которые привлекали иноверцев к крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили к массовым отпадениям от христианства.
С 1744 года после церковной реформы Петра I, казанский архиерейский приказ преобразовался в Казанскую духовную консисторию. По штатам 1764 года Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в казанской епархии стало 11: один - первого класса (Свяжский Успенский мужской монастырь), два - второго класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанско-Богородицкий женский), восемь - третьего класса, другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 году в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения Московская епархия имела только 814). Казанская духовная семинария трудами архиепископа Амвросия (Подобелова), находившегося на Казанской кафедре с 1785 по 1799 гг. была поставлена столь высоко, что в 1797 году она возведена в достоинство академии (с 1818 по 1842 гг. временно существовала в статусе семинарии). При архиепископе Амвросии (Протасове) (1816-1826) открыто Казанское отделение Библейского общества для переводов Священного писания на местные языки. В 1814 году на татарский язык был переведен Новый Завет, а в 1819 году - первая из ветхозаветных книг (Бытие).
Восемнадцатый век не принес заметного облегчения поволжским мусульманам. Длительная тяжба вокруг осквернения властями татарского кладбища в Казани повлекла за собой многочисленные жалобы царю Петру Алексеевичу, после чего вышел специальный царский указ, где, в частности, говорилось: «А махометанского закону мечети их, как старых, так и новых де кладбищ ныне учиненных отнюдь не разорять, озлобления не чинить».
К 1733 году в Татарской слободе насчитывалось четыре мечети.
К ХVIII веку относится новое сообщение о разрушении мечетей в Казани и Астрахани и запрещение правительством совершения хаджа в Мекку и поездок в Башкирию с целью предотвратить миссионерскую деятельность татарского духовенства. Запрет на сношения с Башкирией просуществовал с 1735 по 1780 год.
После соответствующего обращения архимандрита Дмитрия Святейший синод 27 июля 1742 года принял решение о «нестроении в России помянутых татарских мечетей и о сломании построенных», ссылаясь на грамоту Феодора Иоанновича. В итоге 19 ноября 1742 года Сенат указом постановил «все имеющиеся в Казанской губернии новопостпроенные за запретительными указами мечети …сломать и впредь строить не допускать, и того казанской, астраханской и воронежской губерниям накрепко предостерегать: ежели где татары свое жительство имеют в отдалении от новокрещенных жительств… в них мечети для неминуемой жителей татарских законной нужды оставить надлежит». Под новопостроенными подразумевались все мечети, появившиеся после взятия Казани», причем заодно с казанскими было приказано уничтожить мечети почти по всей территории Российского государства. Эти мероприятия сопровождались невиданными гонениями на иноверцев, насильственными крещениями и т.д.
Однако уже в феврале 1744 года на заседании совета, проведенному по жалобам казанских мусульман, опираясь на мнение Петра Великого, решено было оставшиеся мечети до Указа не ломать. И в апреле 1744 разрушение мечетей было прекращено и даже принято решение некоторые из них восстановить. В 1713 г. правительство Петра I издает указ, делающий, как и в конце прошлого века, нажим на татарских феодалов. Некрещеным мурзам и служилым людям, имевшим крещеных крепостных, предлагается креститься в течение полугода. В противном случае, гласил указ, «те их поместья и вотчины с людьми и со крестьяны у них взять и отписать». Подавляющее большинство помещиков отказалось принять православие. Тогда поместья у них были отняты и розданы их крещеным родственникам или русским помещикам.
Другой указ был обращен уже к тяглому населению и обещал за крещение 3-летнюю льготу в податях и повинностях. Однако результаты и этого указа были невелики. Если до 1719 г. формально крещеных татар в Казанской губернии насчитывалось до 30000 чел., то за 1719 —1724 гг. прибавилось 2184 чел., а за 1724—1731 годы всего только 811 чел. Не лучше обстояло дело с крещением других народностей края.
Чтобы изменить такое положение, в 1731 г. создается «Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев», которая в 1740 г. преобразуется в «Контору новокрещенских дел». «История Татарской АССР» рассказывает, что если прежде насилия при обращении в христианство проводились несколько тайно, то задачей конторы становится именно принудительное официальное крещение. К этой миссионерской организации были прикомандированы специальные солдаты, подкреплявшие оружием проповедь христианства.
Деятельность конторы была особенно энергичной в сороковых и начале пятидесятых годов, когда казанскую епархию возглавлял архиепископ Лука Конашевич — неистовый и жестокий миссионер. Проповедь христианского вероучения проводилась при нем исключительно побоями и другими насилиями. Миссионеры вместе с солдатами ездили по нерусским деревням, сгоняли к речке население и «крестили». Всякое сопротивление ликвидировалось «плетьми и палками».
Не только миссионеры в нерусских деревнях, но и сам Лука Конашевич в Казани добивались успехов «из-за многих побои и других разных томительств» над обращаемыми. Сотник Кутлин, например, жаловался, что его, закованного в цепи, заставили «вместо медведя в колесе ходить» и качать воду из колодца до изнеможения, под ударами кнута. Истязания продолжались в течение нескольких дней, и сотник был окрещен в состоянии полного беспамятства. Справедливость этих жалоб подтверждали ясачный татарин А. Асанов, служилый мурза Б. Ислямов, М. Дусеев и др.
Новокрещенов на 3 года освобождали от налогов и повинностей, от крепостной зависимости у татар-помещиков, переводили в разряд государственных крестьян. Но положение новокрещенов было не особенно привлекательным. За отсутствие ревности к новой религии, сущности которой они просто не знали, их «смиряли» -сажали в тюрьмы, били, «в железы и цепи сажали», или, в лучшем случае, отправляли в монастыри для церковного покаяния, где это «покаяние» выражалось в тяжелых работах в пользу монастыря.
Для борьбы с исламом, согласно указу 1742 г., начали ломать мечети там, где были крещеные, а иногда — где их и не было. В 1744 г. лишь в одном Казанском уезде было сломано 418 мечетей. 118 оставшихся не рискнули снести из-за слишком большого возбуждения населения. Обращение в православие проводилось и другими мерами. В 1707 году при архиерейском доме открывается школа для детей татар, чуваш, марийцев и пр. Здесь их должны были обучать русскому языку и грамоте, подготовлять из них духовенство, владеющее языком нерусского населения. В руках миссионеров эта школа превратилась в место, куда помещали детей, отбираемых у родителей насильно. В школе не было ни элементарной заботы, ни достаточного питания. Дети начали умирать, и через два года ее пришлось закрыть.
В 1723 г. для подготовки миссионеров открылась архиерейская славяно-латинская школа, превращенная в 1733 г. в духовную семинарию. Затем открылось несколько новокрещенских школ: цивильская, царевококшайская, казанская и елабужская. Под руководством Луки Конашевича эти школы также давали весьма малые результаты и вызывали только озлобление среди нерусского населения.
Нажим миссионеров вызывал такое сильное возмущение нерусских народов, что в 1750 Синод принял решение «О необращении иноверцев насилием к православной церкви». В 1755 году правительство принуждено было перевести Луку Конашевича в другую епархию, а в 1764 г. ликвидировать и самую новокрещенскую контору. Массовое недовольство трудящихся края заставило правительство пойти на некоторые уступки.
Попытки российского правительства уничтожить ислам в Поволжье потерпели неудачу. С воцарением Екатерины II ситуация стала меняться на более благоприятную. По ее личному дозволению в Казани на свет появилась мечеть аль-Марджани, построенная во время визита царицы в Казань. Каюм Насыри писал, что на жалобу городских властей, обеспокоенных высотой минарета этой мечети, Екатерина ответила так: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения». Немногим позднее вышел в свет ее указ «О терпимости всех вероисповеданий…».
|