Политические хроники XIX века |
В 1855 году перестала существовать Татарская ратуша. В вопросах общественного и хозяйственного управления проживающие в Казани татары переходили в подчинение городской Думе, а в делах судебных – городскому магистрату. В 1875 году состоялись первые выборы в казанскую городскую Думу.
Непоследовательность и незавершенность реформ вызвали недовольство в обществе, что выразилось в распространении на территории края идей народничества. Кроме того, Казань являлась одним из центров студенческих волнений. В одной из сходок студентов Казанского университета, состоявшейся 4 декабря 1887 года, как известно, принял участие Владимир Ульянов, которого из-за этого исключили из университета и выслали из Казани. К осени 1888 года в Казани действовало около 10 марксистских кружков. На смену народническому пришло либеральное движение. В 1897 году в Казани была организована первая социал-демократическая группа. В 1903 году был создан Казанский комитет РСДРП, в забастовочную борьбу включились рабочие казанских предприятий.
Кроме того, в городе действовали эсеры, кадеты, монархические партии и организация татарской молодежи «Танчылар» 17 октября 1905 года казаки применили оружие против митинговавших у казанского университета рабочих и учащихся. Было убито и ранено около 40 человек. В ответ 19 октября народ обезоружил полицию и захватил здание Казанской городской Думы. Власти объявили в городе военное положение и открыли огонь по забаррикадировавшимся в этом здании революционерам. В марте 1906 года объявили забастовку шакирды медресе «Мухаммадия», к ним присоединились и учащиеся других татарских средних учебных заведений – общее число участников волнений составило около 1,5 тысяч человек.
Татарское национальное движение зародилось во второй половине XIX в. Одним из его направлений был джадидизм. В начале XX столетия, кроме И. Гаспринского, Р. Фахретдина, Г. Баруди, наиболее яркими фигурами среди джадидистов были богословы, публицисты Муса Бигиев, Рашит Ибрагимов, Кашшаф Тарджемани, писатель, издатель Фатих Карими, педагоги Габдулла и Губайдулла Буби, их сестра Мухлиса Буби, преподаватель одного из медресе г. Буинска Хади Атласов. Их поддерживали меценаты-предприниматели братья Рамиевы, семья Акчуриных, оренбургские купцы Хусаиновы и другие. Особую роль в пропаганде идей джадидизма играли газета «Тарджеман», а с февраля 1906 г. - газета «Вакыт» («Время») и выходивший как приложение к этой газете с 1908 г. журнал «Шура» («Совет»). Оба издания печатались в Оренбурге на средства братьев Рамиевых. Их читали во многих мусульманских регионах России.
Активную борьбу против джадидизма вели кадимисты. Наиболее известными представителями этого консервативного движения в татарском обществе были ишан И. Динмухамметов из деревни Тюнтер Вятской губернии, казанский купец и издатель Сайдашев и др.
Первая российская революция пробудила политическую активность татарского общества. Стремление добиться национального равноправия, свободы исполнения своих религиозных и народных обычаев, участия в политической жизни страны охватывает его широкие слои. Возобновляется ваисовское движение. Политическую окраску приобретает джадидизм.
На основе джадидизма формируется либерально-демократическая партия российских мусульман «Иттифак алъ-муслимин" («Союз мусульман»). Ее созданию предшествовали январское собрание татарских либералов в Казани и майское совещание представителей национальной буржуазии в Чистополе в 1905 г. В августе того же года в Нижнем Новгороде с участием около 120 человек, в том числе Ф. Туктарова и Г. Исхаки, нелегально состоялся I Всероссийский съезд мусульман. Устроители съезда арендовали пассажирский пароход «Густав Струве» и во время прогулки на нем провели 6-ти часовое заседание. Здесь и было принято решение о создании общероссийской политической организации мусульман. В резолюции съезда в основном речь шла об обеспечении равенства в политических, имущественных и религиозных правах мусульман с православным населением страны.
На двух последующих съездах (январь, август 1906 г.) партия окончательно оформилась. Были приняты устав, программа, избран ЦК «Иттифак аль-муслимин». В состав руководства «Союза мусульман» вошли такие, уже известные нам лидеры джадидистского движения, как Р. Ибрагимов, Ю. Акчура, И. Гаспринский, С. Алкин, М. Бигиев, Г. Баруди, Г. Буби и еще восемь человек. В Казани печатными органами партии являлись газеты «Казан мухбире" («Казанский вестник») и «Ахбар" («Известия»).
Требования татарских либералов во многом были созвучны программе партии кадетов. Вместе с тем «Союз мусульман» выступал за равенство религий перед законом, а главное -выдвигал требование национально-культурной автономии.
На трех всероссийских съездах были также намечены некоторые организационные меры по консолидации мусульманского населения регионов вокруг этой партии.
К началу первой мировой войны партия татарских либералов сошла с политической арены. Правительство П.А. Столыпина стало проводить «политику русского национализма». Так, в 1910 г. им было проведено «Особое совещание по Приволжскому краю", на котором была выдвинута задача постепенного «обрусения инородцев». Усилились гонения на мусульман, обычным явлением стали аресты и обыски мусульманских деятелей. В 1911 г. властями было закрыто новометодное медресе «Иж-Буби», арестовано 14 мулл и учителей. В условиях усиления черносотенного движения некоторые деятели «Союза мусульман» вынуждены были уехать за границу. А поддержка частью кадетов позиции правительства в национальном вопросе сужала возможность союза с ними. |