Религия XIX века |
С 11 апреля 1830 года при архиепископе Филарете (Амфитеатрове) (1828-1836), ставшем впоследствии Киевским митрополитом, была учреждена особая инородческая миссия. В 1847 году при Казанской духовной академии открывается переводческий комитет, в 1854 году - три миссионерских отделения. Для поддержки миссионерского образования 4 октября 1867 года было учреждено православное братство святителя Гурия. Именно в это время развивается деятельность известного миссионера и переводчика, “апостола казанских инородцев” Н. И. Ильминского, трудами которого были открыты Центральная крещено-тарская школа (1864) и Инородческая семинария (1872).
При архиепископе Григории (Постникове) (1848-1856) в фонды Казанской духовной академии поступает древняя библиотека Соловецкого монастыря, в 1851 году учреждается “Православный Собеседник”, вокруг которого впоследствии сплотилась целая плеяда известных ученых: историки Е.А. Будрин, Ф.А. Курганов, А.А. Царевский, П.А. Юнгеров, Л.И. Писарев, В.А. Кренский, А.П. Щапов, правовед И.С. Бердников, этнографы, ориенталисты и миссионеры Н.Ф. Катанов, М.А. Машанов, Н.И. Ильминский, протоирей Ефимий Малов, философ В.И. Несмелов и другие. Газета “Известия по Казанской епархии” существовала с 1867 по 1919 гг., “Церковно-общественная жизнь” с 1905 по 1917 гг. Расцвету духовного образования способствовало ректорство с 1805 по 1900 гг. епископа Антония (Храповицкого), будущего первоиерарха Русской Православной Церкви за границей. Помимо названных журналов в Казани в разное время издавались: еженедельник “Церковно-общественная жизнь”, “Миссионерский противомусульманский сборник”, “Миссионерское обозрение”.
В 1909 году православных в Казанской епархии насчитывалось 1546844 человека, церквей соборных - 18, приходских - 636, домовых - 37, всего с монастырскими храмами - 739. Часовен насчитывалось 336. Духовенства: протоиереев - 33, священников - 770, диаконов - 279, псаломщиков - 770; церковно-приходских попечительств - 609, церковных школ двуклассных - 7, одноклассных - 470, школ грамоты - 225. Всего учащихся церковных школ - 27983. В Казани действовало 5 мужских и 2 женских монастыря.
Одним из направлений зародившегося во второй половине ХIХ века национального движения был джадидизм – течение обновления ислама. К этому периоду относится возникновение новометодных медресе – «Мухаммадия», «Галия», «Хусаиния» и др. Казань в это время – центр миссионерской деятельности православной церкви в Поволжье. Тем не менее в одном из докладов в Главный комитет по делам печати за 1908 год отмечалось: « Город Казань с ее 13 медресе, татарскими газетами, журналами, книжными магазинами, типографиями и огромным книгоиздательством является центром просвещения мусульман всей России; татары всего Поволжья именно от Казани ожидают решения или освещения многих вопросов их культурной или религиозной жизни». Возникновение и развитие национального сценического искусства связано с деятельностью первых татарских театральных трупп «Сайяр», «Нур», «Ширват», «Яшлек».
|