Культура периода Казанского ханства |
Искусствовед Ф.Х. Валеев уверенно говорил о широком распространении в монументальном зодчестве казанских татар ХV-ХVI искусства резьбы по камню, называя это явление «восточной барочностью». В XV-XVI веках было распространено производство ювелирных изделий, художественно оформленной посуды, оружия, кожаной обуви. Широко применялась также резьба по камню в украшении надгробий и различных сооружений.
Археологические находки в пределах Казанского Кремля доказывают, что производство гипсовых узорных плит для облицовки зданий имело место еще в XV-XVI вв. В архитектурных сооружениях периода КХ некоторое распространение получила облицовка зданий майоликой, которая не нашла развития в дальнейшем.
Татарский орнамент от относительно скромной и суховатой простоты орнамента булгарского периода шагнул к формам более динамичным, декоративно насыщенным, в которых основное место отводилось традиционному «цветочному стилю». Особенности этого стиля наиболее выпукло проявились в резной орнаментике надгробий, в ювелирных изделиях, в отдельных архитектурных деталях монументальных сооружений Казани, которым присущи характерные черты так называемой «восточной барочности».
Орнамент первой половины XVI века завершал собой художественные традиции раннефеодального периода и закладывал более совершенные основы развития орнамента последующих эпох. В совершенствовании «нового» стиля определенную роль сыграли те традиционные исторические и культурно-экономические взаимоотношения, которые были установлены у предков современных татар со многими народами Востока и особенно с народами Кавказа, Передней и Малой Азии и которые в XV в. и первой половине XVI в. значительно оживились.
К сожалению, скудость литературных и документальных источников этого периода, дошедших до нас, сохранили лишь отдельные имена выдающихся поэтов и ученых Казани того времени. Среди них – Мухаммадьяр (его поэмы сохранились), Мухаммад Амин Гарифбек, Кул Шериф, Мухаммадшериф, Ибрагим ал-Казани). И вот что пишет Мухаммадьяр в «Нуры содур»: «Неверие не разрушит государства, Деспотизм развалит страну. Неверный и неверующий вредят своей душе, Деспотизм (же) навредит всей стране».
Однако с падением Казанского ханства культурный уровень населения края значительно упал. Вынужденные перейти от городского быта к деревенскому, татары утратили многие из приобретений своей древней культуры, например, искусство строить великолепные здания, украшать их мозаикой и изразцами, устраивать водопроводы и т.д.
Однако тяжелая борьба за существование не сломила мусульманскую культуру. Понизился общий уровень образованности, упало число грамотных лиц, ослабли связи с культурными центрами Персии, Бухары, Туркестана, однако окончательно не порвались.
|