Религия в древнейший период | О религиозных представлениях древнего населения края можно судить по обнаруженным археологами остатков захоронений. Здесь часты находки со следами красной краски, которая играет большую роль в языческих представлениях. Она применялась с целью восстановления сил покойника или как символ огня. Об обоготворении сил природы, животных говорит большое количество магических изображений на бытовых вещах и украшениях, имевших характер оберегов от воздействия темных сил.
- Начало наших раскопок было фантастическим: мы засиделись у костра за разговорами до рассвета, спать уже никому не хотелось, и в пять утра мы поехали на ту сторону реки прикинуть, где будем копать. Я воткнул лопату в землю, и, как в плохих фильмах, на поверхности показались бронзовый наконечник, кельт (топор) и какое-то украшение, - вспоминает о том, как было обнаружено захоронение в Сорочьих Горах археолог Константин Истомин.
А потом экспедиция под руководством Андрея Чижевского обнаружила здесь могильники, в которых сначала хоронили своих мертвых гариноборские племена. Они жили почти 5 тысяч лет назад, и до сих пор их захоронения археологам были практически неизвестны, сорочьегорское же прекрасно сохранилось. Уникально оно еще и тем, что люди погребены в нем в положении сидя на корточках.
Спустя тысячу с лишним лет древнее кладбище облюбовали черкаскульцы (есть версия, что они принадлежали к легендарным ариям - тем самым, которые ездили на колесницах по всему свету и были мифологизированы в качестве сверхлюдей печально известным третьим рейхом).
А в IX - VII веках до нашей эры прямо над гариноборскими захоронениями появились ананьинские - самые, пожалуй, экзотичные из всех. По неведомой нам причине ананьинцы подходили к похоронам своих мертвых как к сложному искусству: они расчленяли тело и то клали ногу на голову, то и вовсе выкладывали целые дорожки из костей... Их захоронения сделаны в виде своеобразного полукруга, который по окружности посыпан красной охрой - краской, символизирующей жизнь. В полосе охры находилось оружие, за ней - украшения, внутри нее - умершие.
В пьяноборском обществе несомненно существовала каста жрецов- шаманов, и были представления о боге-отце и боге-матери.
|