Культура периода возникновения города |
Одним из следствий принятия ислама Волжской Булгарией стало приобщение булгар к мусульманской культуре, которая в те времена являлась передовой культурой Востока. Был дан сильный толчок к развитию просвещения, литературы, науки. Первоначально булгары пользовались рунической письменностью, а с принятием ислама перешли к письменности на основе арабского алфавита. Многие образцы надписей на арабском в Булгарии стали настоящими произведениями каллиграфии. Писали уже не только на бересте и досках, но и на бумаге, которую привозили из Самарканда.
Рукописные книги создавались долго и стоили дорого. Арабской письменности и началам ислама обучали в мектебе. Высшее образование получали, обучаясь у среднеазиатских ученых. Булгары достигли успехов в математике, астрономии, химии, медицине, географии.
Имена булгарских ученых и поэтов Тадджедтина ал-Булгари, Ходжи Булгари, Кул Гали были широко известны в странах Востока.
«Булгарская филигрань» завоевала признание в западных и восточных странах. На казанском кремлевском холме обнаружены многочисленные находки булгарской гончарной посуды, наконечники стрел и другие детали вооружения и конского снаряжения, бытовые предметы (железные замки и ключи, прясла из шифера и т.д.), а также фрагменты ближневосточной поливной посуды и стеклянные браслеты из Древней Руси.
Народное искусство татар тесно связано с бытом. В украшении своего жилища, одежды, бытовых предметов татарские мастера и мастерицы пользовались различными материалами и техническими средствами орнаментации. По своему характеру татарский орнамент глубоко связан с древней земледельческой культурой, начало которой было положено еще задолго до образования Волжской Булгарии. Однако в отдельных его проявлениях ощущаются и весьма древние корни, уходящие к отдаленной скотоводческой культуре кочевых предков казанских татар.
Эти корни связаны с типичными для кочевой культуры видами искусства, в которых разработка орнамента происходила в своей основе из техники аппликации и мозаики по коже и шерсти, тамбурной вышивки, войлоковаляния.
Задолго до образования татарских феодальных государств начался процесс взаимопроникновения и взаимообогащения орнамента земледельческого и скотоводческого типов, их синтез в искусстве народа. Известная роль в этом процессе относилась и к тем этнокультурным взаимоотношениям, которые постоянно существовали у татар и их предков с соседними землевладельческими и скотоводческими народами.
Устойчивость орнамента, связанного с бытом, традициями и обычаями народа, привела к своеобразному сосуществованию орнамента двух типов – древнего скотоводческого и земледельческого, давших начало развитию ряда произвольных узоров. |