Рука Ватикана | Светлана БЕССЧЕТНОВА
Cегодня в Казани часто бывает человек, за которым еще не так давно наши спецслужбы организовали бы наблюдение как за особо опасным ватиканским шпионом. Шутка ли - Адольф ХАМПЕЛЬ одновременно поддерживал и восточно-европейских диссидентов, и боснийцев, и курдских беженцев, успевая при этом побывать во всех горячих точках Европы. За ним очень трудно уследить, поскольку он един в трех лицах: католический деятель, всей своей жизнью связанный с Ватиканом, немецкий профессор и активный член Христианско-демократического союза... Именно его мы решили расспросить об истории взаимоотношений католической церкви и Золотой Орды.
- Господин Хампепь, простите мое невежество, но с каких пор Ватикан стал помогать мусульманам и что стоит за этой помощью - большая политика? - У ватиканско-мусульманских отношений - давняя история, но особое значение для них имел Ватиканский собор 1965 года, где было заявлено, что католическая церковь уважает всех мусульман, верящих в единого Бога. Объясняется это очень просто - общей, идущей от Авраама, традицией, общими пророками, близким представлением о Божественном откровении... Впрочем, на этом же соборе церковь заявила, что и атеисты могут достичь спасения, если они живут в ладу со своей совестью. В центре этих размышлений - признание достоинства человека, его права на собственный духовный путь. - Для традиционно закрытой и консервативной церкви, каковой всегда считалась католическая, эти заявления, очевидно, открыли новые возможности для более глубоких контактов с другими конфессиями. Но сами контакты, видимо, были и раньше? - Безусловно. Достаточно сказать, что самыми важными в Европе источниками информации о Золотой Орде были записки францисканских и доминиканских миссионеров, которые по поручению Папы передали его письмо ханам Бату в Сарае и Гуюку в Каракоруме и привезли обратно ответ. Целью посольства было знакомство с этой страшной огромной силой, которая в 1241 году покорила уже Восточную Европу - Польшу, Венгрию, Силезию... Папа в это время не мог организовать против монголов крестовый поход, поскольку император уже не был его союзником. И единственное, что ему оставалось, - попробовать обратить чингизидов в католичество. В этом случае и Европе бы ничего не угрожало, и в уже существующем противостоянии с исламом у Папы появился бы очень сильный союзник. Это и было сверхзадачей отправившихся в степь монахов (всего было четыре папских посольства).
Татары тогда еще не были мусульманами, и в Золотой Орде существовала настоящая конкуренция между различными конфессиями - католиками, православными, несторианами и армянскими священниками, имамами и шаманами... Все они встречались с ханом и военачальниками, проповедовали свои учения и по очереди благословляли Золотую Орду. И в течение почти ста лет ханы Золотой Орды предоставляли католикам (как, впрочем, и всем другим священникам) полную свободу действий. И определенных успехов ватиканским посланникам удалось добиться. Так, в Булгаре францисканский орден имел даже свой монастырь. Вообще же миссионеры приспособились к кочевой жизни Орды, и у них даже появились передвижные монастыри... Этот период закончился только с нашествием Тимура, который, как известно, и положил конец Улусу Джучи. |