29.09.16«Впервые за 110 лет приглашенный режиссер берется за татарский материал» | Нияз ИГЛАМОВ
Нияз Игламов о юбилее театра им. Камала, новом сезоне и приезде в Казань самого знаменитого в мире российского оперного режиссера.
Секреты начинающегося сезона раскроет сегодня на пресс-конференции главный национальный театр Татарстана. В декабре он отметит 110-летний юбилей, а пока завлит камаловцев и самый известный в республике театральный критик Нияз Игламов в материале для «БИЗНЕС Online» вспоминает литературно-художественный кружок молодой татарской интеллигенции «Субботяне», рассказывает о плане будущих празднеств и ждет огненных комментариев наших читателей.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
В предстоящем сезоне татарский мир и театральная общественность России отметят 110 лет со дня рождения театра им. Камала. Это произойдет 22 декабря. Любителей театра в течение сезона ждут многочисленные сюрпризы: подарки, праздники, акции и, конечно, премьеры. В преддверии юбилея хочется освежить в памяти читателей некоторые вехи татарской театральной истории, чтобы погасить иногда возникающие споры и отчасти ликвидировать белые пятна.
Зимним, вьюжным вечером 1906 года литературно-художественный кружок молодой татарской интеллигенции «Субботяне» (они собиралась по субботам, отсюда название) представил почтенной публике два спектакля по турецким пьесам «Беда от любви» и «Жалкое дитя». На следующий год стараниями Ильяса Кудашева-Ашказарского возникнет первая профессиональная татарская труппа, название которой — «Сайяр» («Передвижная») — даст сам Габдулла Тукай. Действительно, труппа первые годы своего существования много гастролировала по городам Поволжья и Урала, Средней Азии и Закавказья, лишь наездами посещая Казань. Из-за творческих разногласий труппу вскоре покинет ее создатель, а место руководителя займет «отец татарского театра» Габдулла Кариев. В сезоне 1911/12 годов татарские меценаты передадут сайяровцам здание «Восточного клуба», татарский театр обретет стационар, что позволит выйти на новые творческие рубежи, даст почву для возникновения полноценной драматургии, режиссуры, сценографии и музыкального оформления. Кочевая жизнь закончится, название сохранится вплоть до 1918 года, когда вихри Гражданской войны разбросают татарских актеров по городам и весям. Новая жизнь театра начнется уже в советское время: у руля Первого государственного показательного драматического татарского театра имени Красного Октября встанет Карим Тинчурин — актер, драматург, режиссер, педагог, продолжатель традиций дореволюционной татарской сцены и создатель театра современного образца. При нем еще в 1926 году, первым из национальных театров СССР, коллектив удостоится статуса «Академический». В том же году будет проведен первый юбилей театра. Эта концепция становления татарского театра сложилась в советские годы. К ней есть вопросы. Попробуем разобраться.
Многие национальные театры, например, узбекский, берут за начало творческого пути публикацию первой пьесы на родном языке. В 1887 году в типографии Казанского императорского университета была напечатана «Несчастная девушка» Габдрахмана Ильяси, первая татарская пьеса. Но, очевидно, этот факт не имел символического значения для родоначальников татарского театра. Первый публичный спектакль на татарском языке был сыгран силами демократической молодежи в Оренбурге в 1905 году. До последнего времении этот факт обходили стороной историки театра. Точнее, писали о нем в своих трудах, разумеется, но концептуально осмыслить его не брались, а день рождения татарского театра традиционно отмечали 22 декабря. Это не рождало никаких противоречий ни 90 лет назад, ни 50, ни 30. А ведь из участников кружка «Субботяне» лишь один Фатих Амирхан в дальнейшем примет участие в судьбе татарского театра — как автор рецензий и драматург. Остальные в лучшем случае останутся благодарными зрителями, а то и вовсе отойдут от театральных дел. Рождение профессионального театра связано с другими именами. На первый взгляд, событие того декабрьского вечера имеет не самое прямое отношение к истории татарского сценического искусства... |