| Многие слышали о чудотворной Казанской иконе, которая хранится сегодня в личных покоях папы Иоанна Павла II. Было много споров о том, что это за икона, намеленный ли это список или явленный образ, чудом сохранившийся в апокалипсисе богоборческих революций и дерзкого святотатства? Я не буду докучать читателям деталями этого иконографического, богословского, политического спора. Я просто расскажу Вам историю этой удивительной и святой иконы, которая была выслана и забыта на Родине.
Первый раз эта икона появляется среди других ценнейших произведений искусства, выставленных большевиками для продажи, в 1920 (по некоторым источникам - в 1919) году. Продажа этой иконы была не случайным фактом и даже не сбором денег на нужды большевистской революции, как часто впоследствии писали об этом эмиграционные газеты. Это была целенаправленная политика коммунистического правительства: «Все, что не нужно народу - вон из Революционной России». В первые годы Советской власти, то есть в период между 1917 и 1935 годами, из России за границу были вывезены многие ценные предметы искусства и старины, происхождение и историю которых впоследствии оказалось невозможным установить. Сюда же следует отнести и интересующую нас, похищенную у Церкви и верующих святую Казанскую икону.
Итак, в 1920 году известный ювелир и скупщик бриллиантов из Лондона Норман Вайс (Nоrmаn Wеisz), со слов которого мы и знаем эту историю, приехал в Москву для покупки старинных ценных предметов, продаваемых большевиками. Приехал, по одним данным - по поручению Хэттон-синдиката и с финансовой поддержкой покойного южно-африканского миллионера Джоэля, а по другим - самостоятельно, взяв кредит для покупки и последующей перепродажи (по некоторым данным, он взял с собой в Москву в 1920 (по другим источникам в 1919) году кредитовое авизо на миллион фунтов, но это только слухи). Сделка не состоялась. Сумму за икону запрашивали баснословную, а ни у него, ни у его хозяев денег для ее покупки не хватило.
Где была икона следующие полтора десятилетия - точно не известно. Есть косвенные данные, что в 1928 г. эта икона была вывезена неким поляком, возможно, через Берлин в Англию. Икона побывала в руках целого ряда коммерсантов, и дальнейший ее путь проследить нелегко. Не исключена возможность, что икона была вывезена из Советского Союза нелегально. Коммерсанты эти информацией ни с кем не делились. Причиной молчания посредников, давших те скудные сведения, которые мы имеем, были будто бы неоднократно возбуждавшиеся против них судебные дела, вменяющие им незаконную продажу русских драгоценностей. Так как спрос на иконы был чрезвычайно неустойчивым (высокий в двадцатые годы и низкий в тридцатые), то владельцы иконы часто менялись, за 22 года их было как минимум трое. Скорее всего, никто из них ничего не понимал в иконописании и в ювелирном искусстве. Они рассматривали икону, а тем более ее оклад, как удачное капиталовложение. Отдельные камни из ризы иконы изымались и продавались, но существенных утрат, к счастью, не произошло. Вокруг иконы шла настоящая спекуляция. Характерна история, рассказанная одним из скупщиков: по его словам, он купил икону за 12.000 фунтов, но, благодаря каким-то крайне запутанным торговым сделкам, заплатил за нее не наличными, а получил ее в счет разных убытков и за пачку акций, которые оказались позднее (по мнению продающего икону) ничего не стоящими.
Наконец, волею судеб, новым владельцем святого образа становится уже известный нам торговец драгоценностями мистер Норман Вайс.
Как икона попала обратно к нему в руки - для меня загадка, что-то с трудом верится в простое совпадение. Хотя, как мы увидим далее, такие совпадения в судьбе святой иконы не редкость. Безусловно, остается возможность того, что Казанский образ, который видел в России мистер Вайс, и икона, которая попала в его руки уже в Англии, были совершено разными иконами. В этом случае история Ватиканского списка начинается с появления его в Англии в 1928 году.
Мистер Норман Вайс, приобретя чудотворный образ, сразу выставляет его на продажу. Однако задача продать икону оказалась весьма нелегкой. Несколько лет чудотворная Казанская икона не находила покупателя. Я думаю, что это было связано с внушительной суммой, которую просил за нее торговец. Товар (а для него, безусловно, икона была лишь средством наживы) был весьма специфический, а продавать его по цене одних драгоценных камней «опытный бизнесмен» считал неразумным. Он терпеливо ждал своего покупателя - богатого чудака или фанатичного коллекционера.
Его час пробил в 1950 году, когда судьба свела его с человеком - Романтиком с большой буквы. На этом господине, сыгравшем в судьбе чудотворного образа одну из центральных ролей, нам надо остановиться подробнее. Именно ему было даровано право начать долгий путь к спасению святой иконы. Поистине, пути Господни неисповедимы. |