Экономика сегодня |
Казань является основным экономическим центром Татарстана, здесь сосредоточено 35% населения занятого в отраслях экономики Республики Татарстан. Крупных и средних предприятий в городе - 151, из них 98 - акционерные предприятия. Главными отраслями промышленности города являются машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая и пищевая промышленность. Такие предприятия, как Казанский вертолетный завод, Оргсинтез, «Красный Восток», «Нэфис косметикс», КАПО им. Горбунова, ICL-КПО ВС, компрессорный завод, хорошо известны не только в республике, но и во всей России.
В Казани используются самые передовые технологии в области связи. Развита городская телефонная сеть, сети проводной, радиотелефонной, а также сотовой связи. С каждым годом развиваются и крепнут международные связи города.
К 1000-летнему юбилею города завершится ряд важнейших для Казани программ и строительных проектов: Программа ликвидации ветхого жилья, Программа реконструкции Казанского Кремля, строительство первой линии метрополитена. К этой дате должна завершится и реорганизация жилищно-коммунального хозяйства города.
По итогам 2004 года, по словам президента Татарстана, республика сохранила лидерство среди регионов Приволжского федерального округа по объемам привлеченных инвестиций в основной капитал. За 2004 год объем инвестиций в основной капитал достиг 106,1% к уровню предыдущего года (105,1% по Приволжскому федеральному округу). В денежном выражении объем привлеченного в республику капитала составил 86,6 млрд. рублей. Большая часть инвестиций в основной капитал (51,9%) обеспечивалась за счёт привлеченных средств, их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличилась на 4,4 процентных пункта по сравнению с 2003 г. При этом в структуре привлеченных средств, направленных на инвестиционные цели, по-прежнему превалируют бюджетные средства (50% от объема привлеченных ресурсов).
Государство по-прежнему остается одним из основных инвесторов. Республиканская адресная инвестиционная программа на 2005 г. сформирована в сумме 6,8 млрд.руб. На развитие реального сектора экономики предусмотрено 668 млн. руб., в том числе на реализацию Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2005-2010 г.г. – 168 млн. руб., на финансирование приоритетных инвестиционных программ и проектов, включая компенсацию части процентной ставки предусмотрено 500 млн. руб.
Среднегодовая потребность экономики республики в инвестициях оценивается в сумме около 100 млрд. руб. Среднегодовой дефицит инвестиционных ресурсов по Республике Татарстан составляет 30-35 млрд. руб. в год. Наиболее активно привлекают и используют инвестиции ОАО "Татнефть", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "КамАЗ", ОАО "ТАИФ", ОАО "Нижнекамскшина", ОАО "Красный Восток", ОАО "Нэфис-косметикс" и др.
В республике сформирована весьма мощная банковская система. По итогам 2004 года общий размер прибыли кредитных учреждений, расположенных в Татарстане, вырос на 43,2% и достиг 3,15 млрд. руб. (в 2003 году – 2,2 млрд. руб.).
В 2004 году была поставлена стратегическая задача социально-экономической политики Республики Татарстан – постепенное доведение качества жизни до международных стандартов.
Для организации реализации поставленных целей, оценки эффективности решения задач повышения качества жизни органами государственного управления разработан и внедряется в систему республиканского и территориального планирования специальный агрегированный индикатор (в Российской Федерации пока отсутствует единая методология расчета подобных показателей). Он детализирует и адаптирует к республиканским условиям и статистике международные методики, учитывает все важнейшие компоненты жизни татарстанцев (уровень доходов, состояние здоровья, стоимость жизни, уровень комфортности жилья, уровень инфраструктурной обеспеченности, уровень экологической безопасности, состояние правоохранительной системы, доверие к власти).
По словам Минтимера Шаймиева, «в настоящее время по качеству жизни мы на 29,6% отстаем от усредненных аналогичных показателей западноевропейских стран. Особенно необходим рост показателей по следующим направлениям: обеспеченность медицинской помощью населения, младенческая смертность, состояние правоохранительной системы, уровень инфраструктурной обеспеченности.
Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан в первом полугодии необходимо подготовить план по достижению в ближайшие пять лет международных значений показателя "качество жизни" по ключевым составляющим.
С 2005 года мониторинг показателя "качество жизни" по республике в целом и всем районам должен стать регулярным. Проделанная работа должна широко освещаться в республиканских средствах массовой информации.
Рост благосостояния населения, его уровня жизни являются важнейшими составляющими качества жизни. Подводя итоги 2004 года, необходимо отметить, что в отчетном периоде республике удалось сохранить и, что важно, преумножить позитивные тенденции в этой сфере. В 2004 году продолжился рост денежных доходов населения и в номинальном, и в реальном исчислении. Денежные доходы на душу населения увеличились на 20,6% и составили 5135 руб., прирост реальных денежных доходов населения составил 8,5%, что позитивно повлияло на рост покупательной способности. Она возросла на 8,7%.
В целом по республике в прошедшем году удалось достичь планируемого уровня средней заработной платы – она выросла на 22,3%, реальная заработная плата выросла на 10,2%. Хорошие результаты были обеспечены в промышленности, транспорте, науке и научном обслуживании (уровень оплаты труда 7100-7400 руб.). В то же время в сельском и лесном хозяйствах и отраслях бюджетной сферы уровень и темпы роста заработной платы не могут устраивать. Низкая заработная плата помимо чисто социальной проблемы несет в себе и ряд других серьезных угроз, препятствующих экономическому развитию. Имеется ввиду существование убыточных, неконкурентоспособных производств, деформации платежеспособности, спроса.
Существует и требует своего решения проблема наличия значительной дифференциации в оплате труда между отраслями, отдельными территориями и предприятиями. Несмотря на то, что в целом уровень межотраслевой дифференциации по размеру заработной платы в республике существенно ниже, чем в среднем по России (в Республике Татарстан - в 6,9 раза, в Российской Федерации – в 9,9 раза).
Пришло время принятия в республике действенных мер для роста заработной платы, денежных доходов и снижения неоправданной дифференциации в оплате труда».
|