10.04.12Даши Намдаков: «Для меня это был шок… » |
Загадочный скульптор Даши Намдаков наконец-то прервал молчание, чтобы прокомментировать события вокруг скандальной статуи «Хранительница», которую предполагается установить в Болгаре. Намдаков рассказал одному из татарстанских госканалов, как у него родилась идея скульптуры, о своем ужине в Букингемском дворце и патронате президента Казахстана. Тем временем, масштаб скандала нарастает: к протестам против установки скульптуры в Болгаре подключились мусульманские священнослужители из других регионов России.
ПРЕРВАННОЕ МОЛЧАНИЕ
Несколько недель, с подачи инициативной группы в Facebook, не утихают страсти вокруг «творения» московско-бурятского мастера Даши Намдакова – гигантской скульптуры крылатого барса (или рыси?), одобренной лично госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым. Скульптура изготовлена в Италии по заказу Татарстана и уже в мае будет установлена в Болгаре. Однако большинство экспертов и особенно религиозных деятелей считают, что в колыбели татарского ислама, коим является Болгар, ей не место.
До последнего времени сам Намдаков предпочитал не участвовать в скандале, никак не реагировал на многочисленные просьбы об интервью и комментарии и запрещал общаться с прессой членам своей команды. Единственное более-менее содержательное разъяснение позиции скульптора дал Мункожап Бадмаев - коммерческий директор ООО «Ювелирная мастерская Даши Намдакова» - после того, как в сеть просочились первые фото подготовленной к отправке в Болгар «Хранительницы».
Однако Намдаков все же прервал молчание (по собственному ли желанию, или по настоянию татарстанских заказчиков – неизвестно, но скорее всего, если судить по медиаканалу – об этом попросили последние). В воскресенье, в эфир программы «7 дней» вышло его короткое интервью гендиректору телерадиокомпании ТНВ Ильшату Аминову. Приводим стенограмму беседы.
«ЕСЛИ БЫ МНЕ СКАЗАЛИ: ВОТ МЕСТО, СДЕЛАЙТЕ ЧТО-НИБУДЬ ДЛЯ НАС - Я, ВОЗМОЖНО, ПРЕДЛОЖИЛ БЫ ЧТО-НИБУДЬ ДРУГОЕ»
- Интересно узнать, как вам удалось создать скульптуру «Хранительницы» и что она означает?
- Это старая моя работа, она экспонировалась во многих музеях мира, и решение установить ее в Татарстане исходило не от меня. Если бы мне сказали: "Вот вам место и подумайте сделать что-нибудь для нас, я, возможно, предложил бы что-нибудь другое". Вот лежит череп рыси, я долго им любовался и думал, чтобы такое сделать, сделал каркас и начал накладывать на него мягкие ткани. В результате получилась эта скульптура. Все твердые части, зубы, - это реальные вещи, не выдуманные мной. Получилась такая скульптура.
Это был мой замысел художника, я не видел угрозы в этой открытой пасти. Я видел в ней другое – защиту детенышей, защиту семьи. Она всегда была в таком камерном размере, выставочном. Но когда мы начали ее увеличивать, она стала убедительнее. Ее рост, ее размер стал убедительнее в плане функции хранительницы. Сейчас я смотрю на нее и вижу: очень сильная вещь получилась. Но это мое мнение, мнение автора.
«НИКОГДА ТАКОГО НЕ БЫЛО, ЧТОБЫ СТОЛЬКО БЫЛО ПРО МЕНЯ НАПИСАНО, И ОСОБЕННО В ТАКОМ КЛЮЧЕ»
- Скульптура «Хранительница» вызвала неоднозначную оценку в Казани, как вы к этому относитесь?
- В это время я как раз был в Италии и занимался другими проектами. Я слышал, что идет «большая волна», но старался туда не заглядывать – просто по совету своих друзей. Если хочешь испортить себе настроение – загляни в блогосферу. В результате все-таки решил заглянуть, и то, что я там увидел, меня просто потрясло. Потому что никогда такого не было, чтобы столько было про меня написано, и особенно в таком ключе. Для меня это был шок, я был потрясен и взволнован очень сильно. Я ни в коем случае не хотел задеть религиозные чувства. Ни в коем случае. Просто та работа, о которой идет речь, в большом размере ее еще никто не видел, даже фотография еще не публиковалась (очевидно, интервью было подготовлено до появления первых фото в сети). Пишут про какие-то вещи, копыта – ничего такого там нет. |