17.02.12Сколько стоит бесплатная медицина |
Ирина ПЛОТНИКОВА
Навязывание платных услуг, отсутствие необходимых лекарств и торговля бахилами - самые распространенные темы обращений на "горячую линию", посвященную медицинским поборам. С 6 февраля в адрес Казанского правозащитного центра поступило больше сотни звонков.
Расплачиваться в больницах и поликлиниках за "бесплатную помощь" людям приходится не только деньгами, конфетами и коньяком. Одна пациентка рассказала правозащитникам, что на талончике женской консультации указано: на прием необходимо принести два презерватива, бинт и перчатки. Другую жительницу Казани поставило в тупик требование врачей одной из клиник: "Соберетесь рожать - приведите двух доноров!".
Бесплатно - через полгода?
Дозвонившись на "горячую линию", 60-летняя сердечница из Советского района Казани рассказала, как после обращения к участковому врачу почти три месяца ждала очереди к кардиологу, за свой счет прошла УЗИ, эхограмму, а на приеме узнала: чтобы правильно поставить диагноз, нужен еще и результат обследования глазного дна. Кинулась к участковому, а он: очередь к окулисту - полгода. "Боюсь, не доживу - видимо, все только по блату делается", - переживает женщина. О схожей ситуации поведал и 77-летний казанец: дескать, его очередь на прием к офтальмологу подойдет лишь в мае, а операции придется ждать еще несколько месяцев. Пациент возмущается: "Я им сказал, что ослепну за это время, и услышал, что на платный прием могу пройти хоть сейчас. А если я не могу заплатить, где она, бесплатная медицина?!".
Жалобы на поборы поступают и из Альметьевска, Набережных Челнов, Лениногорска, Арского, Зеленодольского, Нурлатского и других районов. Люди сообщают о фактах, когда врачи, выдав направление на госпитализацию, тут же посылают больных на анализы за деньги под предлогом "бесплатных талонов мало". Есть и примеры "платных услуг" без квитанций. Кстати, с навязыванием такой услуги можно столкнуться уже в процессе ее оказания. К примеру, пациенту стоматологии сначала сделали укол и вылечили один зуб, а потом сказали: "Работаем бесплатно, за материалы - заплатите".
А еще постоянных пациентов поликлиник очень удивляет, когда медики вдруг выставляют счет на те услуги, которые раньше были бесплатными: профилактическая чистка зубов, промывание уха или выдача медсправки для бассейна. Судя по обращениям, разброс цен за такие справки сейчас от 100 до 375 рублей, не считая анализов.
Своя аптека
Две абонентки "горячей линии" рассказали правозащитникам, что им приходилось покупать лекарства во время лечения родственников в Нурлатской и Зеленодольской ЦРБ. "Три дня обеспечивали препаратами бесплатно, а потом медсестры пришли ставить капельницу и сказали: "Ой, а у нас физраствора нет!.." - вспоминает одна из звонивших.
В нескольких сообщениях речь идет о том, как врачи-специалисты, будто получая процент с продаж, требуют закупать препараты лишь в определенных аптеках. Впрочем, по словам председателя совета Казанского правозащитного центра Игоря Шолохова, люди выдвигают и более серьезные обвинения:
- Якобы в одном из учреждений действует аптечный пункт дочери участкового врача, и врач этот выписывает рецепт на дорогие лекарства именно в эту аптеку, на обычной бумаге… После окончания работы "горячей линии" все эти материалы будут направлены в прокуратуру республики. Но не стоит ждать, что ситуация в медицине враз изменится...
Сообщений о взятках правозащитникам почти не поступает. Зато есть информация, что в одних местах круглая сумма помогает избежать очередей на обследование и госпитализацию, а в других принято "премировать" врачей перед выпиской - "за хорошее отношение". Остается актуальной и тема торговли бахилами в лечебных учреждениях - через автомат, гардероб, киоски. Цены от 2 до 5 рублей. На эту тему в адрес КПЦ поступило не меньше 30 жалоб, и только одна из них звучит так: "Почему в поликлинике №20 не продают бахилы?..".
Министр советует: "Не платите!"
"Бахилы бесплатны, я главврачам два месяца назад еще раз напомнил о недопустимости торговли, - сообщил глава Минздрава РТ Айрат Фаррахов. - Но если человек приходит в грязной обуви, его, конечно же, не пустят, он может принести с собой тапочки, моя супруга так и делает".
Что касается коррупции в медицине, то тут министр ссылается на данные исследований, согласно которым большинство пациентов поступают в больницу "уже мотивированными на то, что без этого уходить нельзя", а из десяти человек, которые говорят "да, надо было платить", восемь заплатили самостоятельно - их никто не просил.
Министр советует: "Не платите! Не подводите врача и сами не совершайте преступление!". По словам Айрата Фаррахова, пациент, сталкиваясь с проблемой, должен тут же обратиться к главврачу, затем в свою страховую компанию, "которая от государства деньги получает, чтобы защищать ваши права", и только потом в минздрав… (Иногда и правда помогает: один из абонентов "горячей линии" после звонка правозащитникам пошел к главврачу узнать, на каком основании стоматолог отказал ему в экстренной помощи, предложив подождать неделю, и в результате вылечил больной зуб в тот же день.)
А еще Айрат Фаррахов не верит в существование очередей от трех до шести месяцев в татарстанских клиниках. "Если вы с утра проснулись и вдруг решили, не пройти ли мне томограф, шансов без назначения врача никаких, только за деньги, - объясняет министр. - Если же врач посчитает нужным, то в течение двух месяцев вам обязаны обеспечить томограмму. Если исследование нужно экстренно, к примеру, у вас инсульт, томограмму сделают немедленно".
"Вечерняя Казань" от 14.02.12 |