Альбина АБСАЛЯМОВА. "Алифба" |
«В» - Волга. Главная водная артерия. Великий Волжский путь. Наверное, о Волге можно написать отдельную, свою азбуку - настолько она разная, важная, великая. Но сегодня речь не о ней – поэтому просто поклонимся ей низко-низко – как-никак, именно Волга стала колыбелью Казани (не в ее ли воды был уронен легендарный казан?) А еще «в» - это су анасы, водяная. Та самая, из сказки Тукая (ну и из народных сказок – само собой). Водяная крадет у деревенских девушек гребни и чешет ими свои зеленые мокрые космы. Не дай бог взять у нее гребень без спросу – догонит и не отпустит, покуда не затащит в свое озерное логово, выбраться откуда уже и не чаешь…
«Г» - это «Голубая шаль». «Голубая шаль» - один из тех компонентов, из которых складывается понятие «национальной культуры». Написанная более 70 лет назад творческим тандемом Тинчурин-Сайдашев, она прочно вошли в анналы татарской классики наряду с «Шурале» Тукая и Яруллина и «Моабитской тетрадью» Джалиля. На «Голубую шаль» зал камаловского всегда полон - пожилые люди приходят в очередной раз насладиться любимым сюжетом, молодежь – приобщиться к истокам. Правда, фабула пьесы незамысловата – в небольшой татарской деревне дожидается любимого сирота Майсара, которую приметил в пятые жены старый развратник хазрат. Хазрат добивается своего – отправив вернувшегося из города шахтера Булата в казенный лес за убийство дяди Майсары (не долго думая, Булат зарезал дядю, обижавшего любимую), он женится на сироте. Вынимая из-за пазухи голубую шаль, подарок Майсаре, так и оставшийся у несостоявшегося жениха, со слезами на глазах Булат вспоминает милую. В конце концов он решается на поджог дома хазрата. Возлюбленные воссоединяются, звучит развеселая плясовая, наступает эдакий хеппи-энд. Лично у меня вызывает большой вопрос гуманность методов Булата в борьбе за любимую, но, видимо, ни дядя-конокрад, ни престарелый хазрат не заслуживают лучшей доли. Булата поддерживают друзья-каторжане, мечтающие «построить новый мир». Противостояние с зажиточным хазратом как с представителем враждебного класса (не стоит забывать, что действие происходит около столетия назад, а написана пьеса вскоре после окончания гражданской войны) подкрепляется идеологическими элементами, а не только личной ненавистью. Так что все оправдано. Возможно, сюжет и устарел, но как колоритно представлены в спектакле старотатарские нравы, каково великолепие костюмов и декораций! На «Голубую шаль» хочется приходить еще и еще.
«Д» - это дом Фукса. В 1805 году выпускник Геттингенского университета Фукс получил назначение в Казань. 29летний профессор естественной истории направился в казанский университет… Ректор Казанского университета, практикующий врач, натуралист-исследователь, историк, этнограф, выдающийся знаток истории Казанского края, коллекционер, собравший богатейшие коллекции - нумизматическую, минералогическую, ботаническую, зоологическую, обширную библиотеку, включавшую собрание старинных татарских и восточных рукописей, Карл Фукс заслуженно снискал любовь и уважение казанцев. Круглая парадная лестница вела в дом, где сейчас в магазине «Садовод» (№56/8 по ул. Кирова) торгуют граблями и паклей. В этом доме бывали Лобачевский, Баратынский, Языков, Сперанский… Здесь, откуда выселены жильцы, где обваливаются потолок и стены и не предвидится реконструкция, писала Александра Фукс стихи: «Твой дом, как бы чертог священный: К нему спешат, идут толпой Болезнью тела изнуренны И все болящие душой». В середине позапрошлого века в доме Фуксов собирался цвет казанской интеллигенции. Читали стихи (Александра Андреевна Фукс слыла неплохой поэтессой), обсуждали последние новости, дискутировали на научные темы. Три комнаты в особняке занимала картинная галерея… Сегодня узнать этот дом можно по грязной мемориальной доске, не очень-то уютно расположившейся со стороны улицы Камала, окруженной попсовыми афишами и объявлениями о продаже «интимных игрушек», на трех языках возвещающей (помимо татарского и русского, профессор упоминается и на родном, немецком языке) о том, что когда-то и тут, а не в «Пирамиде», кипела жизнь. Другая мемориальная доска напоминает о том, что в этом доме 7 сентября (по ст. стилю) 1833 года останавливался Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин посетил Казань с трехдневным визитом по дороге в Оренбург, куда он ездил для сбора материала о пугачевском бунте, над историей которого он работал в то время. Между прочим, пушкинские места в Казани можно пересчитать по пальцам, а Карл Фукс, с которым Пушкина познакомил Евгений Боратынский, не просто принял поэта у себя в гостях, но и свел его с маститым старцем, купцом Крупенниковым, хорошо помнившем Пугачева, в плену которого ему довелось побывать. В своей «Истории Пугачевского бунта» Пушкин упоминает Фукса как «человека столь же ученого, как и любезного и снисходительного», которому он «обязан многими любопытными известиями касательно эпохи и страны, здесь описанных». Выживет ли этот легендарный дом? Увы, ответа на этот вопрос нет…
|