11.01.12Прокатили | Кирилл АНТОНОВ
Решение правительства Татарстана с нового года ограничить количество поездок по социальным проездным билетам вызвало недовольство льготников. Под предводительством местных лидеров КПРФ они вышли на митинг, требуя вернуть себе право безлимитного проезда в городском транспорте. Перевозчики считают действия властей оправданными, отмечая, что ранее субсидии не покрывали всех их расходов. Впрочем, эксперты полагают, что деньги просто «не доходят до перевозчиков», и говорят, что ограничение льгот может сыграть на президентских выборах против Владимира Путина.
В понедельник у здания правительства Татарстана состоялся митинг против введения ограничения в республике числа поездок на общественном транспорте по социальному проездному билету. На площадь Свободы вышли пенсионеры и ряд молодых активистов, которые потребовали вернуть льготникам безлимитный проезд. Согласно постановлению республиканского правительства, принятому в декабре прошлого года, с 1 января льготники смогут совершать по единому социальному проездному билету и транспортной карте не более тридцати поездок в месяц. При этом стоимость проездного билета поднялась с 194 до 206 руб. для детей и с 322 до 342 руб. для взрослых. По данным полиции, на протестную акцию вышло 500 человек. В рескоме КПРФ (организаторов митинга) оценивают количество участников в полторы тысячи. Мероприятие коммунистов поддержали представители местных отделений партий «Яблока» и «Справедливая Россия» и ряда общественных организаций.
Последние массовые волнения пенсионеров в республике произошли в январе 2005 года — они были связаны с заменами льгот денежными компенсациями. Тогда в знак протеста против монетизации льгот пенсионеры перекрыли улицу Татарстан, парализовав движение трамваев и троллейбусов в центре города. Экс-мэр Казани Камиль Исхаков смог успокоить митингующих, пообещав ввести собственные формы поддержки малоимущих пенсионеров и найти в бюджете города дополнительные 10 млн руб.
Как рассказал первый секретарь рескома КПРФ Хафиз Миргалимов, постановление правительства республики является «необдуманным» и «ошибочным», так как носит «явный антисоциальный характер». «Поднимают цены на продукты питания, повышают тарифы ЖКХ, а теперь отнимают бесплатный проезд!» — объяснил господин Миргалимов. Он выразил уверенность, что льготникам Татарстана «вернут безлимитный проезд», как это было недавно сделано в Новосибирской области. «Президент Татарстана должен подумать и сделать правильный выбор»,— подчеркнул коммунист. Он добавил, что «подобное постановление» может стать своеобразным «сюрпризом» Путину во время предвыборной кампании и отразиться на его поддержке в регионе. Господин Миргалимов сообщил, что следующая акция пенсионеров при поддержке КПРФ запланирована на 21 января.
Вчера не удалось узнать, готовы ли татарстанские власти выполнить требования татарстанских пенсионеров. Начальник управления социального развития аппарата Кабинета министров Татарстана Ильдар Бадреев заявил, что «не вправе комментировать ситуацию», так как ранее по этому вопросу высказался президент Татарстана Рустам Минниханов. Накануне Нового года в прямом эфире господин Минниханов объяснил, что в республике существуют «проблемы с компаниями-перевозчиками»: «льготы не могут быть безграничными, и это надо понимать». «Два года мы удерживали эту ситуацию, боролись с перевозчиками,— сказал Рустам Минниханов.— При этом треть из них уже обанкротилась. Состояние подвижного состава в городах плачевное, водительский состав также не всегда квалифицированный, и это угроза безопасности пассажиров».
Как сказал предприниматель Евгений Герасимов, за последние годы в Казани «обанкротилось семь транспортных предприятий» и сейчас в городе осталось пять частных компаний. «Мы за свои деньги покупали машины стоимостью 2 млн рублей, и сейчас у всех предприятий долги перед лизинговыми компаниями. Закрывать их нечем»,— рассказал господин Герасимов. Он подчеркнул, что ранее государство платило перевозчикам только половину стоимости проезда льготника — «около 8 рублей», а с января этого года компенсации будут выплачиваться в полном объеме. «Если пассажир заслужил льготный проезд, то его должно представлять государство. Это не должно ложиться на плечи предпринимателей»,— заключил господин Герасимов.
По мнению политолога Владимира Беляева, «денег, которые выделяются на компенсации», хватило бы льготникам, чтобы каждый день ездить «два раза на автобусе и еще один — на троллейбусе», однако эти компенсации «не доходят до перевозчиков». Господин Беляев предположил, что местные власти «специально натравливают народ против федеральных властей, Владимира Путина и «Единой России». «Как только на улицу выйдет 5 тысяч митингующих и им сочувствующих, все это безобразие отменят сразу»,— заключил политолог.
"Коммерсант. Казань" №2 от 11.01.12 |