09.09.11Дешевле отравить | Алина ГРИГОРЬЕВА
Безрадостную статистику привели сегодня в Госалкогольинспекции по Татарстану на пресс-конференции по итогам летней акции «Нет просрочке!». Этим летом татарстанцы рисковали приобрести товар с душком в два раза чаще, чем год назад. На то, что в следующий жаркий сезон ситуация изменится в лучшую сторону, рассчитывать не приходится.
Рейтинг просроченных товаров возглавляют молочная продукция, салаты, колбасы и кондитерские изделия. Причем торговали просрочкой, по словам инспекторов, с особым цинизмом: в набережночелнинском магазине инспекторы нашли аж 4 вида детской молочной смеси, срок годности которой закончился год назад. А в Казани наткнулись на магазин, специализирующийся на торговле просроченным шоколадом. Кстати, магазин не закрыт до сих пор...
Чтобы подсунуть покупателю тухлятину, подувядшую колбасу или окорок отмывают, купают в растительном масле, нарезают ломтями и фасуют. При этом дату изготовления уже не указывают, а только - дату расфасовки. Или перефасовывают сыпучие продукты (например, геркулес) из одной тары в другую. Дату при этом, естественно, проставляют посвежее первой. Ну и — самое легкое — заклеивают старые ценники новыми.
Из 202 проверок, проведенных по жалобам татарстанских покупателей, подтвердились 198. За три летних месяца инспекторы изъяли продукцию с истекшим сроком годности на 405 тысяч рублей — почти в 2 раза больше, чем год назад. Итоги позапрошлого летнего сезона выглядят и вовсе скромно: около 25 тысяч рублей (правда, в 2009 году специальная кампания против просроченных товаров не объявлялась). Вал просрочки, обрушившийся на татарстанцев этим летом, объясняется, по словам руководителя Госалкогольинспекции Игоря Марченко, тем, что продавцы не слишком-то боятся контролеров:
«Закон о защите прав юридических лиц связал нас по рукам и ногам, - посетовал Марченко. - Самостоятельно прибегнуть к плановым рейдам мы не можем, а ментальность наших продавцов оставляет желать лучшего».
Впрочем, плановые проверки все-таки проводились. Но и во время них просроченные товары нашли в 15,8 процента случаев. Как оказалось, прятать просрочку продавцам даже неинтересно: штрафы мизерные.
«Средняя сумма штрафа — тысяча рублей, - просветил журналистов Игорь Марченко. - Штраф на юридическое лицо составляет от 5000 до 50 000 рублей, на должностное — от 100 до 2500». Причем бумаги торговцы оформляют так хитро, что крайним остается не владелец магазина, а продавец, и контролеры плюс ко всему вынуждены учитывать еще и бедственное финансовое состояние рядового труженика прилавка.
Покупатели на этом фоне выглядят и вовсе бесправно. Примером тому может служить нашумевшая этим летом история казанца Максима Чечельницкого, объявившего войну просрочке в магазинах компании «Х 5 Ритейл Групп». Напомним, компания, в которую входят сети «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток», объявила акцию «За качество отвечаем!»: покупатель, который нашел либо приобрел просроченный товар, мог обменять его на аналогичный да еще и получить денежную компенсацию в придачу. Казанец участвовал в этой акции столь активно, что навлек на себя гнев продавцов: сначала его обвиняли, что он приносит просроченные продукты с собой, а после и вовсе подали на него в суд — покупателя обвинили в краже товаров из торгового зала. Кстати, суд Чечельницкий, как доложил сегодня Марченко, выиграл. А пока суд да дело, борец с просрочкой забрасывал жалобами на своих оппонентов Госалкогольинспекцию. Но вот отреагировать на его заявления инспекторы смогли только один раз: такие ограничения прописаны в законе. В этот один-единственный раз жалоба покупателя подтвердилась.
Под занавес Игорь Марченко сообщил приятную новость: сейчас, для того чтобы пожаловаться на нарушенные права, потребителю необязательно лично являться в Госалкогольинспекцию. Достаточно оставить заявление на сайте tatzpp.ru.
"Вечерняя Казань" от 8.09.11 |