А.М.: Понятно, что федеральный сбор на грузовозы всегда существовал на федеральных трассах, но дополнительно к ним новые городские правила делают работу вообще невозможной. Имея минусовую рентабельность, мы в результате ограничений увеличиваем срок доставки бетона, а это срыв сроков строительства. Это сколько времени потребуется перевозить бетон, если на одну плиту нужно 100 кубов?! Т.е. остается увеличивать автопарк. А это снова рост расходов.
ЦЕНЫ НА БЕТОН НАЧАЛИ РОСТ
- Сегодня часто можно услышать о том, что в кризис цены на сырье сильно упали. Может быть, вы просто оказались к этому не готовы?
А.М.: - Только за последний месяц стоимость цемента выросла на 15 - 20% . Сами дилеры объясняют этот рост политикой заводов. Те в свою очередь мотивируют свою ценовую политику ростом тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки. В стране так и не был решен вопрос с таким узким местом как дефицит подвижного состава. В России уже сейчас катастрофически не хватает товарных вагонов. В связи с этим создается дефицит цемента, что в свою очередь за собой потянет цены вверх.
В.П.: - Вслед за цементом стали подтягиваться цены на инертные материалы. В 2009 году они держались на уровне цен 2008 года, а сейчас вновь стали расти.
А.М.: И это несмотря на созданные складские запасы. Видимо, здесь есть свое объяснение – рост цен на дизтопливо. Вмести с этим, с начала года на 25 процентов выросла стоимость электроэнергия, газ поднялся на 15 – 20 процентов.
- Известно, что президент Татарстана Рустам Минниханов и руководитель ГЖФ Талгат Абдуллин озвучивали идею о том, чтобы снизить себестоимость строительства за счет оптовых закупок цемента и металла.
В.П.: - Может кто-то и получает эти поставки, но нам из этих объемов ничего не предлагают. Вообще, сегодня в России стартовало несколько мегастроек – в Сочи, есть планы строительства курортной зоны на Кавказских Минеральных Водах, оживление в Тюмени, и это, видимо, также потянуло за собой цены.
- Не так давно бурное обсуждение среди производителей ЖБИ и бетона вызвала инициатива о сертификации в Госстройнадзоре. Наша газета подробно рассказывала об этом. Что вы думаете по этому поводу?
А.М.: - Три года назад было отменено обязательное сертифицирование. Теперь предприятия вынуждены проходить его вновь. Процесс сертификации занимает не один день. В Госстройнадзор РТ надо предоставить около 100 документов. В то же время саму идею сертификации серьезные производители только поддерживают. Сегодня в Казани числится 27 заводов, из которых 13 заводов ЖБИ, 10 растворо-бетонные узлы, еще четыре завода не работают. Поэтому на последней встрече мы решили обратиться к руководителю Госстройнадзора с предложением рекомендовать для участников площадки ЭТИС наличие указанной сертификации и производить закупку напрямую у производителей.
ЖДЕМ РЕАКЦИИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
- Что вы намерены делать дальше?
В.П: - Во-первых, руководители 12 предприятий приняли решение прекратить отгрузку бетона по нынешним ценам на стройки Универсиады и соципотеки. Наш завод работает в две смены, но мы решили отказаться от дешевых заказов социальных строек. Пока работаем на рынок – частных застройщиков и строителей, ведущих строительство собственных жилых домов. Но в любом случае это продолжаться долго не может.
Пройдет три месяца лета и заводы встанут. Уже сейчас загрузка предприятий упала в два раза, а от паспортной мощности вообще на 70 процентов. Ведь, наряду с перечисленными проблемами существуют еще одна, не менее тяжелая: увеличение срока оборачиваемости дебиторки. На ЭТИС ты не работаешь по предоплате. Ты берешь в долг, производишь продукцию, отгружаешь и ждешь, когда государство с тобой расплатится.
На наш взгляд, в нашей ситуации без вмешательства правительства и президента не обойтись. Поэтому мы намерены обратиться с письмами к властям. Вообще, затягивать гайки на пике кризиса это неправильно. Мы сейчас выражаем мнение производителей стройиндустрии, а ведь нововведения казанской мэрии больно ударили и по перевозчикам. Думаю, что в ближайшее время реакция будет и с их стороны. |