Гузель Сайфуллина. "Моей любимой Казани. Письмо друзьям или Голландия в картинках" | Привет! Охота поболтать вдруг потянула к перу и ещё чистому листу бумаги. Так в прошлом, когда не было ни телефона, ни стандартных компьютера услуг, спасались люди от безделья, скуки, любви, наплывов вдохновенья и безденежья, - бог весть чего, и всё шло в топку жанра эпистолярного... Видать, привычка жива ещё, и хоть ленивы мы, случается, не можем устоять от искушенья... Друзья! Я знаю, что давно вы ждёте от меня письма с рассказом о Голландии, стране под флагом, в котором Пётр Великий цвета всего лишь переставил для России. Извольте: вам я предлагаю беглое знакомство с королевством. Да-да: в стране, давно провозгласившей торжество самых немыслимых свобод, всё существует королева, и её, с семьёй, любой увидеть может: на концерте иль празднике. И, как в старинных сказках, стоят дворцы в различных городах, где королева, если хочет, обитает. А не хочет - сдаёт в аренду. Не королям другим, а просто людям, не нашедшим иного места под концерт иль выставку. (Слышу ваш вопрос: И что Её Величество с того имеет? - Думаю, культуру. А в цифры всё переведите сами.)
Итак, мы возвращаемся к началу знакомства. Чтоб оживить словесное повествованье, советую вообразить всё в красках. И картина представит разноцветную страну, накрытую бесцветным небом. Плоская земля расчерчена квадратами полей (скорей делянок: всё имеет масштаб игрушек в человеческий размер); на них - - игрушки-домики, игрушки-овцы (столь округлых в живой природе не бывает), пёстрые коровы и -- здесь моя слабость! - лошади, всех силуэтов, красок и мастей, под седоком и без. (Маленькая сплетня: знаю пару, что под венец поехала верхом на лошадях; невеста, как водится, в нарядном платье с шлейфом. Вообразили, сколько вездесущих было там зевак? И разговоров?!.. .) Кстати, разговоры: немало характерного ухватит ухо россиянина в голландской речи. Дам лишь один пример: если хотите приветствовать другого утром, не стесняясь, произнесите «Хуе морхе!» Ещё проще запомнить обращенье «Дамс ен херрен» (что переводится как «Дамы» и - нетрудно догадаться - - «господа»). Для добавленья последнего штриха в гармонию певучей речи этой набейте в рот сухариков или нечищеных орехов и попытайтесь что-нибудь сказать. И вначале, уверяю, потерпите вы крах (что по-голландски прозвучит как «ххррах!!» что значит -- «с удовольствием!»). Однако мы отвлеклись... Средь множества деталей, которыми отличен здешний мир, одну отметите вы сразу: то - - велосипеды, на которых существует вся страна - рождается, влюбляется, стареет... Вон, взгляните: этот только вылез из чрева матери, и вот уже, платками привязанный к родному животу, ещё подслеповатыми глазами моргая на ветру, несётся средь машин. Таково начало его жизни. А конец (иль около того, ведь кто же знает отпущенный нам срок?!) - начала продолженье. Вот -- бабушка (у нас сидела бы с вязаньем на скамейке у подъезда, осмотру подвергая всех входящих) педали крутит. Седое облачко волос уложено волнистыми рядами; на шее шарфик, а перед рулём, в корзинке - компаньонка, до неприличья чистая дворняжка (здесь не в моде породистые особи). Подобные картинки везде найдутся — и в Гааге, исполненной достоинства и самоуваженья, и «на селе» - - в Эдаме, Гауде, - деревушках, одними именами дразнящих любителей сыров...
Но лучше возвратимся в Амстердам, что золотой занозой вошёл в душу самодержца российского. Могу поспорить: любой прибывший из страны каналов на берега Невы узнает там родные очертанья: извивы вод у каменных домов, и силуэты в небо задранных мостов... Но всё помножено там будет на размах российский: где площадь - - поле, особняк — дворец (не обязательно царю принадлежащий), а река, казалось бы, навеки сжатая гранитными тисками, способна вырваться на волю... Амстердам - характера другого (других, точнее: и барокко и Марокко здесь чувствуют себя легко). И живописец составил бы портрет не столь серьёзный; к примеру - старичка, смешливого и элегантного одновременно, затянутого в тесный сюртучок фасадов узких, и париками крыш лишь чуть прикрывшего кварталы служащих там дам... Имидж почти точный. Но лишь почти: у каждого столетья - свои штрихи к портрету. (Как во всей стране. Исключенье составит разве Роттердам, обитель Эразма достославного. Разгромленный в последнюю войну, он ныне говорит с гостями на архитектурном эсперанто века двадцатого.) Что до штрихов... Искать их долго не придётся. Смотрите: средневековья холодком всё ещё дышит башня, где участь в колдовстве замеченных решалась; к окраине поближе — словно застывший дух социализма - стоят ряды кирпичных коробков (чем не родня «хрущёвкам» нашим?!). Намного буржуазнее иные «плавучие квартиры» на каналах - баржи, оснащённые комфортом туалетов, воды горячей и цветников. ...Но, я вижу, утомился мой читатель. Так устают глаза от пестроты чрезмерной и ищут тишины других картин - тех, что попроще, однообразней и... родней. Как тот знакомый дом, нечаянно от сносов уцелевший, где всё - событие: скрип старого крыльца, звон колокольчика дверного, а за дверью - Музыка!, удел соседей терпеливых... Впрочем, об этих радостях напишете мне сами, - если у вас, конечно, перо, листок тетрадный и минутка времени найдётся. Если ж нет, - то, как обычно, созвонимся, и после прелюдии гудков недолгих телеграфным стилем все новости проговорим. И то подарок...
|