Раифская обитель |
То же случилось и с Раифской Богородицкой пустынью: ни зона для «врагов народа», в коей, похоже, применялась одна-единственная мера «социальной защиты» — расстрел; ни колония для несовершеннолетних, сменившая после 1954 года вывеску и ставшая «Специальным производственно-техническим училищем», ни деяния безбожников в 70-х и 80-х, кои тогда, облеченные властью, продолжали рушить храмы и делать из них тюрьмы, овощехранилища и мастерские, а ныне, властью облеченные, ставят по воскресным и Великим церковным праздникам свечечки в Троицком соборе и находят отдохновение в дендрарии, - ничто не смогло стереть с лица земли сей монастырь.
И пришло время, и нашелся новый Филарет, сумевший разглядеть меж руин и обезглавленных храмов величие и красоту бывшей пустыни. Звали Филарета нашего времени игуменом Всеволодом, и служил он Богу и людям настоятелем Петропавловской церкви города Зеленодольска. И с лета 1990 года начал Всеволод хлопотать об открытии монастыря, собирал документы и, видя чиновничьи проволочки и чиновничью лень, согласен был даже только на открытие единого монастырского храма. А когда все документы были готовы, положил их отец Всеволод на сукно стола уполномоченного по делам религий при Совмине республики, а тот, недолго думая, переправил их в Москву, в тамошний Совет по делам религий при Совмине еще не распавшегося СССР, - пусть, де, решают силы Вышние, ибо не было еще у нашей республики личного суверенитета.
И надо же, разрешил Совет, дал добро на окрытие одного храма на территории монастыря. Да еще бумагу официальную прислал от декабря 1990 года, этими Вышними силами подписанную. «Окончательную бумажку. Фактическую. Настоящую! Броню», как сказал бы профессор Преображенский из булгаковского «Собачьего сердца». Однако победа сия была еще не окончательной. На Руси завсегда так: «Жалует царь, да не жалует псарь». Проволочки стал чинить Зеленодольский райисполком. Оно и понятно, ибо все его служащие продолжали строить коммунизм, были людьми партийными, а, следовательно, атеистами. И, конечно, особого энтузиазма помогать стараниям отца Всеволода, просившего у райисполкома уже разрешения на открытие монастыря и передачу его в лоно Русской Православной Церкви, у них не наблюдалось: коммунистическая мораль - это вам не комар чихнул! И все же, всё же в конце концов стороны нашли «консенсус», монастырь будет передаваться церкви поэтапно, по мере освобождения его зданий колонией-училищем, если, конечно, не будет возражать директор СПТУ тов. Чернов. Тов. Чернов не возражал.
И началось с января 1991 года возрождение обители, а её настоятелем и строителем, промыслом Божиим стал деятельный игумен Всеволод. Преосвященнейшим епископом Анастасием был издан указ о сборе средств на реставрацию монастыря. Приходы стали присылать деньги, жертвовали на возрождающуюся обитель и частные лица. Уже 12 мая 1993 года на куполе собора Грузинской Божией Матери был воздвигнут первый со времен разорения обители крест, а животворящая икона Грузинской Богоматери, чудом сохраненная от поругания «в одном из приходских храмов города Казани», вернулась в освященный собор.
Еще ранее, 4 сентября 1992 года, когда колония-СПТУ только-только покинула монастырские стены, была заново освящена церковь во имя Святых Преподобных Отец, в Синае и Раифе избиенных. Тоже 4 сентября, только 1994 года, приняли более-менее надлежащий вид монастырская канцелярия и братские кельи. В 1995 году начата реконструкция стен и башен монастыря, и за три года работ обитель полностью огородилась.
К настоящему времени действуют Троицкий собор, построена монастырская гостиница и небольшая часовня с голубым куполом над Святым источником, вода в котором, по данным исследований, проведенных еще в 1997 году, признана целебной и по содержанию полезных минеральных веществ, серебра благоприятно влияет на почки и весь человеческий организм в целом.
Примечательно, что часовню над Святым источником освятил сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в бытность свою в Раифской обители в сентябре 1997 года, а встречала Патриарха у входа в монастырь скульптурная фигура самого преподобного Филарета, основателя Раифской пустыни. Популярность Раифской пустыни в Татарстане и по всей России настолько выросла, что в июне 2000 года, второй только раз за всю четырехвековую ее историю в стенах монастыря, что, в общем-то, не положено, был произведен обряд венчания. Брак на небесах заключал со своей избранницей в Грузинской Богородицкой церкви ни много ни мало, как российский министр труда А. Починок. А уж о паломниках в Великие дни и говорить не приходится... |