Раифская обитель |
23 января 1930 года были арестованы три бывших монаха и еще 16 человек, им сочувствующих, однако, как гласили строки из обвинительного заключения, «задержание всех этих лиц не произвело того впечатления, которое оно должно было произвести среди монашествующих, так как не прошло и четырех дней, как в Раифе собрались монашествующие в числе 25 человек, которые 27-го января после богослужения и были задержаны».
Это случилось так. Накануне престольного праздника, 26 января, семь общинных иноков начали всенощную службу. В этот день в пустынь пришло много монахинь из закрытых Богородицкого, Федоровского и Свияжского монастырей, многие из которых уже знали о начавшихся арестах и догадывались, что им грозит то же самое. Знали, что их ожидает арест, и семеро монахов, когда начинали всенощную. А утром состоялся молебен в честь преподобных синайских и раифских отцов; иноки, инокини и миряне последний раз исповедовались и причащались Святых Тайн, а на выходе из храма арестовывались чекистами. Многие не выходили из церкви, и тогда нехристи в кожанках ввалились в храм и взашей стали выталкивать иноков, мирян и монахинь, сортируя невест и братьев Христовых в одну, а мирян - в другую сторону.
В тот же день всех монахов и монахинь вывезли в Казань, где заключили в тюрьму. Вот тут-то и явили новомученики раифские «образ нелицемерного стояния за Христа». Иеромонах Иосиф на допросах свидетельствовал, что «советская власть не исполняет волю Бога, а потому - не Божья власть, а сатанинская. Она закрывает храмы, надругивается над святыми иконами, учит детей безбожию. И лучше умереть с верой, чем без веры...».
60-летний иеромонах Варлаам, получивший во время пострига в 1900 году сие имя в память мученика, пострадавшего за Христа в 304 году, прямо заявил, что «советская власть поставлена за грехи народа». 23-летний послушник Петр своей готовностью пострадать за Христа изумил даже следователей. «Я человек верующий и готов пострадать за веру, на которую сейчас идет гонение, - заявил Петр на допросе. - Это гонение не новость... Для православных христиан наступят времена еще более ужасные, и встретить их надо быть готовым, и переносить их с радостью».
Иеромонаха Сергия, исполнявшего обязанности настоятеля обители, допрашивали с особым пристрастием, после чего он уже не мог самостоятельно передвигаться, однако ни он, ни кто-либо из братии так и не признали себя виновными.
Через месяц, 20 февраля 1930 года, заседание пресловутой Судебной Тройки ГПУ Татарской АССР приговорило иеромонахов Иосифа, Сергия, Варлаама, Иова, Антония, послушника Петра и двух мирян - Василия Гаврилова и Степана Абрамова к расстрелу, назвав сие наказание «высшей мерой социальной защиты». Приговор над Иосифом, Иовом, Варлаамом, Антонием и Петром был приведен в исполнение в день Благовещения Пресвятой Богородицы - 7 апреля 1930 года. Сергия же терзали еще несколько месяцев, пытались выбить из него сведения о монастырской ризнице. Так ничего не узнав от инока Сергия (в миру Ивана Зайцева), его расстреляли 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери.
Так в XX веке, повторяя подвиг древних Синайских и Раифских Отцов, появились новые раифские мученики. Еще восемь иноков и послушников и около двадцати монахинь, арестованных 27 января 1930 года, были приговорены к 5 годам концентрационных лагерей или высылке в «Севкрай».
Раньше строили добротно, на совесть, на века. Особенно крепко ставили монастыри, зачастую похожие скорее на крепости, нежели на пристанища богослужителей. До сих пор в Казанском кремле, несмотря на все старания многих поколений людей и перипетии веков, стоят постройки древнего Спасо-Преображенского монастыря; цел и ныне действует Иоанно-Предтеченский монастырь; сохранилась и не думает кануть в Лету простоявшая не один век Софийская церковь Богородицкого девичьего монастыря, более трехсот лет исполнилось части построек бывшего Кизического монастыря и подвальным этажам реставрируемых ныне корпусов Успенской Зилантовой обители. |