Раифская обитель |
И пришел год 17-й XX века, и поползли отовсюду к монастырю, равно тараканы, кощунники-дезертиры, воруя скот, имущество, церковные деньги и утварь. Раифская братия писала в рапорте Епархиальному Совету в декабре 1918 года, что «пустынь совершенно разграблена, разорена и уничтожена, ни одной лошади и коровы не оставили, одни пустые стены остались... и сами Христа ради питаемся». Когда же поймали тех бесчинников местные крестьяне да порвали их в куски за поругание святынь и имени Христова, послан был в монастырь отряд красноармейцев для расправы над монахами, кои к убиению мародеров не имели никоего отношения. И опять сбежались с окрестных деревень и сел крестьяне, и не дали тогда красноармейцам расстрелять монахов, а когда в самую мятежную деревню Бело-Безводную прибыл карательный отряд из 250 человек, в деревне сей и обители было уже пусто. Мужики укрылись по лесам, а монахи разбрелись по ближним пустыням. И конец бы обители Раифской, да вмешались профессора Казанского университета: в 1919 году появился в нем лесной факультет, для него и была выпрошена обитель с близлежащими лесами. Монастырь оставили покуда в покое, и вернувшаяся братия возобновила служение Богу.
В 1921 году, в продолжение инициативы казанских профессоров, здесь был заложен дендросад, в коем в настоящее время произрастает более 400 видов древесных и кустарниковых насаждений из Северной Америки, Западной Европы и Азии. Водятся в дендрарии и животные, не первый год уже занесенные в Красную книгу...
В 1924 году в монастырь был переведен волостной исполком, больница и школа из села Ключи, которые вместе заняли почти все хозяйственные постройки обители и кельи. 25 монахов и 18 послушников продолжали свои богоугодные дела, а настоятель монастыря архимандрит Феодосии, известный аскет, бывший игумен Макарьевской пустыни и безупречной нравственности человек, как мог сдерживал от посягательств мирских властей оставшиеся за монастырем постройки. На него писались доносы в НКВД - «архимандрит Феодосии вносит постоянную смуту в мирных граждан и переносит вопросы чисто религиозные на политическую почву»; имя его неоднократно склонялось в обращениях к власти, и давно точила на него зуб небезызвестная контора с похожим на клацание винтовочного затвора названием - ГПУ.
Кроме того, на то время только Раифская и Седмиозерная пустынь служили оплотами православия в республике, и при начинающейся кампании тотального атеизма слава Раифской обители не могла не тревожить власти. Резюме из всего этого было коротким: Феодосия арестовать, монастырь - закрыть. Это и произошло в июне 1928 года.
Однако закрыть-то обитель закрыли, да получили обратный результат. Настоятель пустыни и сам монастырь приобрели ореол мученичества, бесхозных монахов приютили крестьяне окрестных деревень, а в мятежной деревне Бело-Безводной была организована община, куда вошло семеро из бывших раифских насельников. К ним приходили на исповедь и за советом крестьяне со всей республики; монахи исповедовали, крестили, отпевали и продолжали проповедовать слово Божие.
В мае 1929 года в ТатЦИКе прошли консультации с представителями НКВД и КазРИКА о судьбе Раифской пустыни и её бывших насельников. После этого были под разными предлогами и по доносам арестованы иеромонах Сергий, его сестра монахиня Варвара, послушник Иван Ларионов и другие. Поползли слухи, что арестованных бьют, а Сергия и вовсе расстреляло ГПУ. Крестьяне снова стали возмущаться, и в конце 1929 года власти были вынуждены освободить Сергия под подписку о невыезде.
Однако этот акт «доброй воли» властей не успокоил крестьян. Они по-прежнему неохотно шли в колхозы, портя местным «слугам народа» процентный показатель по «сплошной коллективизации», всячески отвергали антирелигиозную пропаганду и с большой охотой участвовали в литургиях, проводимых бывшими монахами в приходских церквях.
Тогда власти «решили выдвинуть против иноков сразу три обвинения: в агитации против мероприятий соввласти, в убийстве 7 красноармейцев в 1919 году (хотя никто из раифских монахов не принимал в этом участия и вины их не было никакой) и сокрытии монастырского имущества». |