Раифская обитель |
По данным Казанской епархии, в Раифской пустыни насчитывалось в 1739 году 15 каменных храмов. Как пишет архимандрит Платон Любарский в «Сборнике древностей Казанской Епархии», «при Тихоне Митрополите, его стараниями и отчасти иждивением построена вся каменная Раифская пустынь».
В 1794 году была построена, на месте пришедшей в ветхость после удара молнии церкви во имя Страшного Суда Господня, «иждивениями» благочестивой казанской мещанки Надежды Киселевой церковь во имя мучениц Веры, Надежды и Любви и матери их Софии. Она цела, очень высока и пройти ко храму сему можно только по узкой лестнице. Кстати, церковь сия вмещает в себя лишь 7 человек - счастливое, как говорят, число...
В 1842 году по проекту известного архитектора М.П. Коринфского (1788-1851), вместо пришедшего в ветхость самого первого на территории обители каменного храма во имя Грузинской Божией Матери, было завершено строительство нового одноименного каменного собора, коий и явился местом пребывания главной святыни монастыря - чудотворного образа Грузинской Богородицы. И то, что чудотворная икона находилась здесь, наложило на храм некий божественный отпечаток - во время исполнения церковных песнопений слышится здесь голос, звучащий на целую октаву выше и не принадлежащий никому из участников хора. Чудо, одно из многих, случающихся в возрожденной за последние годы обители...
Предпоследней постройкой Раифской обители являлась освященная в 1891 году колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Архангела Михаила, что была выстроена на месте воротной башни монастыря с церковью во имя Святителя Николая Чудотворца. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства казанского купца и благотворителя Михаила Атлашкина, и с историей этой колокольни связано одно предание.
Настоятель обители, игумен Вениамин давно планировал перестройку одной из башен, однако за неимением достаточных средств колебался в необходимости немедленного начала реконструкции. Не имея подле себя никого, к кому бы можно было обратиться за советом, Вениамин, вспомнив, очевидно, что именно «устами младенца глаголет истина», решил спросить совета у первого попавшегося дитяти. Он прошел уже с версту, когда повстречал на дороге женщину с маленькой девочкой. Вениамин благословил обеих, а затем спросил у девочки имя. «Мася», - ответила та. «А сколько тебе лет?» Та сказала, что ей чуть ли не 30 миллионов лет, а когда игумен спросил, строить ему колокольню или нет, девочка, не раздумывая, ответила: «Стлой». Игумен возвратился в обитель и в тот же день приказал нанимать рабочих и собирать леса. А на следующий день к нему пришел купец Атлашкин и сказал: «Вот, батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать вам в обитель заготовленный кирпич - один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить». «Спаси Вас Господи, - ответил ему обрадованный игумен, - ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен».
13 сентября по одним сведениям и 14 сентября 1891 года по другим - не суть важно - на новую колокольню был поднят крест, а в 1903 году был освящен в честь Архистратига Михаила и в память раба Божия Михаила Тимофеевича Атлашкина престол надвратной церкви. Последней же постройкой обители явился собор во имя Святой Живоначальной Троицы, заложенный в 1903-1904 годах по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского, участвующего в реконструкции комплекса Макарьевской церкви в Казани по улице Большой. Собор, воздвигнутый на месте старого Троицкого храма в лучших традициях древнерусского зодчества и расписанный по образцам московских церквей XVII века, был освящен 6 июня 1910 года архиепископом Казанским и Свияжским Никанором. Храм сей славился некогда своей замечательной акустикой; богослужения, здесь проводимые, слышались, как сказывали сведущие люди, в радиусе более чем двух километров.
«Блажени есте, преподобнии и мученицы Христа Бога: преподобнии ибо, яко правды ради изгнатеся, мученицы же яко меч вас не разлучи от любве Христовы...». Это строки из службы преподобным Отцам, в Синае и Раифе избиенным. До чего ж повторима история. И не просто повторима, а повторима буквально, и, похоже, все развитие её движется вовсе и не по спирали, как нас учил некогда кислый предмет «Обществоведение», а по кругу. И круги эти постоянно повторяются, изменяясь разве что в деталях, и все это похоже на слушание старой заезженной пластинки Апрелевского завода на 78 оборотов, с коей то и дело соскакивает такая же старая и тупая игла... |