Раифская обитель | «Горняго ради премирнаго жития, дольняя отвергли и в пустынь вселилися есте, сеятии Раифския преподобно мученицы, небесных покровителей своея обители сопричастницы. Православия нелицемернаго держалися есте, ереси лукавыя и расколы обличив: сего ради сподоби вас Господь в Благовещения день венцев нетленных».
Кондак преподобномученикам Раифский, глас 4.
В двух днях пути от великого Синая на берегу Красного моря место имеет быть, Раифой называемое. Именуется Раифой и святая обитель на берегу озера Сумского, что километрах в тридцати от Казани будет. И ведь надо же быть такому совпадению, что и в той и в другой Раифах погибли от рук нехристей преподобные святые отцы, о коих память отныне и во веки веков чтима будет. А началась обитель с инока Филарета, современника и одноименца по постригу монашескому того самого Филарета, что был отцом первого из государей рода бояр Романовых Михаила.
Жил сей будущий инок в Москве; жил в достатке и довольствии, ибо роду был весьма богатого. А однажды случилось с данным богатеньким гражданином то, чему на Руси примеров немало, а вот в землях иных - чего-то и не припомнится: гражданин сей взял да и раздал свое имение бедным, а сам совершил постриг, приняв имя Филарет, и подался в иноки московского Чудова монастыря.
Сколь годов провел Филарет в знаменитой по всей Руси обители - мне неведомо; однако, я думаю, что не очень долго, ибо тяготился он обилием людским да славой монастырской, а паче - шумством городской жизни, служению Богу мешающим. И Филарет ушел. Ушел вниз по Волге паломником, обошел все монастыри поволжские, а дойдя до Казани, узрел в стенах Кремля его прекрасную обитель, Спасским тогда монастырем именуемую.
И он остался. Остался опять-таки ненадолго, ибо смущала его городская суета, и, побыв малость в обители этой, решил Филарет уединиться в леса, коих вокруг Казани немало и поныне. И забрел однажды Филарет в место лесистое на берегу озера чистого, и понравилось ему место очень, и устроил он в этом месте себе для жилья хижину-келью, где и решил служить Богу.
Долго стояла келья отшельника одиноко, и только в дни обрядные приходили сюда, на берег озера, черемисы-мари своим сорока богам приклониться да жертвоприношения им совершить. Они-то, видно, и разнесли весть о появлении подвижника, и вскоре место сие стало посещаемым, а у Филарета появились почитатели и последователи. Некоторые из них, тоже решившись на жизнь праведную, селились рядом с Филаретом, - так и появилась на берегу Сумского озера иноческая пустынь. Случилось сие, по одним сведениям, около 1600 года, а по другим - в 1613 году.
А однажды случилось видеть одному из иноков чудо чудное, будто протянулась из облака огромная рука, которая указала перстом на место едино, а другие насельники услышали во время сие звон колокольный. И узнав про то, предложил Филарет на месте сем, куда указал не иначе как перст Божий, часовню строить для служения утрени, вечерни и прочих часов, что и было исполнено.
Так и жили: собирали грибы да ягоды, возделывали кое-какие огородишки да служили Богу ревностно и без проволочек. А предположительно в 1659 году умер Филарет, и собрались вокруг него скитники и поклялись остаться на месте подвигов духовных своего наставника. А после погребения Филарета в Спасском монастыре обратились они за благословением на основание близ Сумского озера обители монашеской, на что Владыко Казанский Митрополит Лаврентий свое согласие дал, дал и средства, и уже в 1662 году первая на территории монастыря деревянная церковь, освященная во имя Святого Евфимия Новгородского, была построена. Одновременно была построена монастырская стена с двумя воротами и церквами над ними, одна из коих была освящена во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, а другая - в честь Преподобных Отец, в Синае и Раифе избиенных, коя и дала название всей обители - «Раифская пустынь». |