ДАУТОВ Нияз Курамшевич (1913—1986). Певец, режиссер, педагог и просветитель.
Родился в 1913 году в Казани. Окончил Татарскую оперную студию при Московской консерватории (1938), занимался в Московской консерватории (1939—1943). Окончил Уральскую консерваторию (1953).
В 1943—1956, 1960—1964 годах — солист и режиссёр Свердловского театра оперы и балета. В 1965—1975 годах — главный режиссёр Челябинского театра оперы и балета.
В 1956—1960 и с 1975 по 1986 год — солист и главный режиссёр Татарского театра оперы и балета. В 1975—1986 годах — заведующий и кафедрой оперной подготовки Казанской консерватории.
Народный артист РСФСР (1957), лауреат Государственной премии ТАССР имени Г.Тукая (1958).
Самой первой большой ролью Нияза Даутова стал Ленский в "Евгении Онегине" Чайковского. Потом были Ромео в опере "Ромео и Джульетта" Гуно, Альфред в "Риголетто" Верди, Дубровский и Фауст в одноимённых операх Направника и Гуно. Прекрасный голос и актёрское дарование принесли певцу успех на оперных сценах Свердловска, Челябинска, Казани. А фильм "Сильва", снятый свердловскими кинематографистами, где он с блеском исполнил роль Эдвина, сделал Нияза Даутова всесоюзной знаменитостью.
В 1956—1960, а затем в 1975—1986 годы Нияз Даутов — солист и главный режиссёр Татарского Государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Все эти годы творческая жизнь Нияза Курамшевича связана и с Казанской консерваторией, где он преподаёт в должности доцента, а с 1982 года — профессора, заведуя при этом кафедрой оперной подготовки. Многие именитые вокалисты Татарстана с благодарностью вспоминают этого человека, называя его своим учителем и наставником.
Нияз Даутов ставил оперы в разных городах страны. Среди его постановок — произведения мировой оперной классики "Кармен", "Чио-Чио-сан", "Богема", "Пиковая дама", "Отелло", "Борис Годунов". За тридцать лет режиссёрской работы он поставил почти 80 спектаклей. Особая страница в его творчестве — оперы татарских композиторов "Алтынчеч" Н.Жиганова, "Самат" Х.Валиуллина, "Джигангир" Р.Губайдуллина, "Кара за любовь" Б.Мулюкова и другие. Разнообразие постановок режиссёра не уступало его актёрскому репертуару: в некоторых из поставленных им опер Н.Даутов блестяще исполнил центральные партии.
В своей режиссёрской работе Даутов любил выразительные мизансцены, яркую зрелищность и театральность: он был приверженцем романтического стиля, художественно-образной символики.
"Удача оперного спектакля, — писал в записных книгах Нияз Даутов, — находится в прямой связи с творчески прочитанной партитурой, поэтому режиссёр, работающий в музыкальном театре, должен быть прежде всего музыкантом. Есть что-то в музыке, что находится между линейками нотного стана, и именно это "что-то" представляет собой наибольшую ценность". Нияз Современники вспоминают Нияза Курамшевича как очень элегантного, корректного и лёгкого в общении человека. При этом он был очень требовательным к себе и так же относился к другим.
Нияз Даутов ушёл из жизни внезапно. Случилось это в 1986 году, накануне гастролей театра в Москве. Режиссёру не суждено было вместе с театром участвовать в этом творческом экзамене, к которому он так долго готовился. Труппа выдержала этот экзамен достойно, снискав высокую оценку и критики, и зрителей. Это был величественный венок памяти казанского маэстро.
Вот одна из последних записей Нияза Курамшевича в своей записной книжке: "Сейчас нужно громадное напряжение. Нельзя быть по-человечески расслабленным, артистически беспомощным. Ничего из этого не получится. Нужно уметь создавать самого себя, высоту человеческого духа как условие создания искусства"...
Из воспоминаний Зили Сунгатуллиной, народной артистки Республики Татарстан и Российской Федерации:
—Я с ним сделала очень большой репертуар и вспоминаю годы совместной работы как самые счастливые в моей жизни. Спустя годы, когда я сама уже стала преподавать, понимаю, насколько Нияз Даутов был тонким наставником, как мудро он формировал артиста-певца. Не было такого вопроса, на который он бы не знал ответа. Энциклопедические познания притягивали к нему людей как магнит».
|