14.03.08Сжигание религиозной розни | Татьяна НИКИТИНА, Саратов; Ирина БЕГИМБЕТОВА
Недавнее решение Духовного управления мусульман Татарстана сжечь в котельных исламские книги, признанные Росрегистрацией запрещенной литературой, вызвало скандал в мусульманском сообществе. Председатель Духовного управления мусульман Поволжья и сопредседатель Совета муфтиев России Мукаддас Бибарсов осудил татарстанский муфтият, заявив, что сжигание книг напоминает «кровавые времена инквизиции» и «гитлеровскую Германию». В Духовном управлении мусульман Татарстана отвечают, что всего лишь выполняют рекомендации прокуратуры.
Вчера Мукаддас Бибарсов заявил, что «не согласен с решением татарстанского муфтията сжигать книги об исламе». Напомним, в подготовленный в декабре 2007 года Росрегистрацией список запрещенной литературы попали 16 исламских книг, признанных судом экстремистскими, в их числе «Основы исламского вероучения», «Установление законов Аллаха», «Ислам сегодня» и другие. В феврале Совет муфтиев России обратился к президенту России, правительству, парламенту, Генпрокуратуре, попросив защитить ислам от расправы.
В Татарстане между тем в марте был запущен процесс уничтожения запрещенных книг. «Я у прокурора спросил: какой самый лучший способ? — рассказал первый зампред Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана Валиулла Якупов. — Он сказал, что устаревшие уголовные дела сжигаются в котельной. И нам посоветовал: если есть крупные партии (запрещенной литературы.), можно обратиться в котельные и сжечь. Мы в свою очередь порекомендовали (мусульманским организациям), чтобы сожгли».
Однако, по мнению муфтия Мукаддаса Бибарсова, сжигание религиозных книг «не просто страшно — это немыслимо в XXI веке»: «Сразу перед глазами встают кровавые времена инквизиции в средневековой Европе, пылающие на улицах костры, гитлеровская Германия, концлагеря... Там сначала сжигали книги, потом начали сжигать людей». Господин Бибарсов считает, что вместо уничтожения литературы следует активнее бороться с ее запретом. «Мы добиваемся передачи запрещенных книг на экспертизу в РАН, — сообщил он. — Принятые судебные решения незаконны, поскольку никто не знает, какая экспертиза проводилась и проводилась ли вообще. Крайним вариантом, который не хотелось бы использовать, будет Европейский суд в Страсбурге». Напомним, Ассоциация мечетей России и адвокат из Ижевска Рустем Валиуллин уже направили в Европейский суд жалобу на запрет исламской литературы, где обвинили судебные власти в нарушении конвенции о защите прав человека.
Валиулла Якупов, комментируя критику, заявил „Ъ“, что муфтият стремился, «чтобы верующие не попали под репрессии из-за невыполнения законодательства». «Многие верующие не понимали, чего хотят правоохранительные органы, — пояснил он. — Духовное управление мусульман Республики Татарстан всего лишь довело до общественности мнение прокуратуры, чтобы никто не пострадал по неведению».
Прокурор Татарстана Кафиль Амиров, дистанцируясь от конфликта, заявил „Ъ“, что «выбор способа уничтожения за самим муфтиятом». «На запрос ДУМ Татарстана был подготовлен ответ с сообщением об общепринятых правилах делопроизводства, — сказал он. — Ненужные бумаги, в том числе книги, могут быть сожжены, изрезаны с применением специальных машин, сданы в макулатуру». Господин Амиров выразил сожаление, что «Мукаддас Бибарсов придал рекомендации иной смысл». «Это была внутренняя переписка двух организаций, — подчеркнул он. — Никакого давления здесь нет».
"Коммерсант. Волга-Урал" №41 от 14.03.08 |