19.04.07«Сибирь» не может взять Казань | Сергей РЫЖКИН, Луиза ИГНАТЬЕВА
Очередная попытка авиакомпании «Сибирь» открыть вечерний рейс из Москвы в Казань началась с конфликта. ОАО «Международный аэропорт „Казань“» отказалось его обслуживать и почти на сутки задержало вылет Ту-134 перевозчика. По официальной версии, из-за того, что пропускные способности аэропорта ограничены. В «Сибири» считают, что аэропорт действует в интересах базовой авиакомпании «Татарстан». Отраслевые эксперты не исключают, что действия аэропорта могут снизить пассажиропоток «Сибири» на этом направлении.
Вчера стало известно о конфликте между авиакомпанией «Сибирь», вторым после «Аэрофлота» авиаперевозчиком России, и аэропортом Казани. Последний во вторник отказался обслуживать новый вечерний рейс «Сибири» Москва—Казань—Москва (прилет в Казань в 21.10, вылет — в 21.55), не проводил регистрацию на него, задержав в результате Ту-134 перевозчика почти на сутки. «Пассажиры с указанного рейса были отправлены в Москву утренним рейсом 18 апреля», — говорится в распространенном вчера обращении гендиректора «Сибири» Владислава Филева в Минтранс, Генпрокуратуру и Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В «Сибири» пояснили, что выполнение нового рейса (компания пытается его открыть с 2005 года) было согласовано с Росавиацией. Однако в администрации аэропорта Казани утверждают, что его пропускные способности ограничены, а согласование рейса со стороны Росавиации «Сибирь» получила уже после того, как было сформировано летнее расписание полетов аэропорта. В «Сибири» действия аэропорта Казани расценили как ограничение конкуренции, противоречащее федеральному законодательству. «Подобные действия открыто направлены на защиту интересов своей „базовой“ авиакомпании „Татарстан“, которая ежедневно выполняет по 6 рейсов на московском направлении», — говорится в обращении господина Филева. В «Татарстане» от развернутых комментириев отказались. Однако гендиректор МАК Петр Трубаев подтвердил, что вчерашний рейс S7 не был санкционирован аэропортом, и поэтому в отношении авиаперевозчика были приняты крайние меры.
По данным самой «Сибири», всего в 2006 году на линии Москва—Казань было перевезено 221 тыс. пассажиров (прирост по сравнению с 2005 годом превысил среднероссийский на 8,3% и составил 21%). Основными игроками на маршруте являются авиакомпании «Татарстан» (65% рынка), «Сибирь» (25%) и UTair (10%). На новом рейсе «Сибирь» планировала перевезти до конца года около 30 тыс. пассажиров (это примерно $4,5 млн в денежном эквиваленте).
100% акций ОАО «Международный аэропорт „Казань“» — в собственности правительства Татарстана. 75% акций ОАО «Авиакомпания „Татарстан“» — в собственности ОАО «Нур-Авиа», 25% — у правительства РТ. Перевозчик занимает по итогам 2006 года 12-е место в России: 665,8 тыс. пассажиров. Оперирует парком из 20 самолетов Ту-154, Ту-134, Як-42 и Як-40. Аэропорт обслужил в 2006 году 479,4 тыс. пассажиров, это 24-е место в России.
Отраслевые эксперты с претензиями «Сибири» в адрес аэропорта Казани и авиакомпании «Татарстан» согласны, однако расходятся во мнении о перспективах развития конфликта. «Аэропорт Казани не настолько загружен, чтобы обслужить еще один рейс. Ссылки же на низкую загрузку базового перевозчика абсурдны, никто их к рассмотрению не примет, — говорит глава аналитической службы агентства „Авиапорт“ Олег Пантелеев. — Если же «Татарстан» считает, что „Сибирь“ демпингует, надо обращаться в ФАС». Эксперт отмечает, что это единственный арбитр для разрешения спора сторон, и напоминает, что официально декларируемая позиция российских госорганов — это «равный доступ на рынке всем игрокам». Гендиректор ЗАО «ФинЭкспертиза. Консалтинг» Дмитрий Шустерняк уверен, что, даже формально соблюдая требования ФАС, аэропорт Казани может продолжить время от времени срывать рейсы «Сибири». «В результате компания потеряет доверие со стороны потребителей, что приведет к оттоку ее пассажиров на этом направлении», — говорит он. Однако, по словам эксперта, бесконечно долго пользоваться местным административным ресурсом «Татарстан» не сможет, и сторонам нужно будет искать компромисс за столом переговоров.
"Коммерсант. Волга-Урал" №66 от 19.04.2007 |