28.12.06Казанская "наружка" ушла в арбитраж | Луиза ИГНАТЬЕВА
Рекламное сообщество требует выдать им разрешения на установку рекламных конструкций на следующие пять лет, как предусмотрено законом «О рекламе». Если рекламщики выиграют процесс, то их права на аренду действующих 1800 рекламных щитов будут признаны законными. Если суд поддержит муниципалитет, то власти смогут подвергнуть переделу 80% казанской «наружки».
Многочисленные обращения в арбитражный суд Татарстана последовали после того, как истек двухмесячный срок рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, установленный законом «О рекламе». Как рассказал генеральный директор ЗАО «Фирма Вилла» Радик Мухутдинов, его компания обратилась в отдел наружной рекламы и информации исполкома Казани с заявлением на предоставление разрешения еще 28 августа, но до сих пор не получила никакого ответа. «В соответствии со статьей 19-й закона «0 рекламе» решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено заявителю в письменной форме. Однако мы не получили ни согласия на выдачу разрешения, ни отказа, поэтому воспользовались правом на обжалование бездействия исполкома города», — пояснил господин Мухутдинов. По данным Ассоциации распространителей наружной рекламы (АРНР) Казани, аналогичные заявления в арбитраж подали компании «MAKC», «Медиа-Лэнд», «Исида», «РАНТ», «Рекламный мир», «Феникс» и другие. На этой неделе арбитражный суд Татарстана приступил к предварительному рассмотрению первых четырех дел из этой серии, правда, при отсутствии представителей ответчика.
По данным Ассоциации распространителей наружной рекламы Казани, емкость наружной рекламы Казани составляет $3 млн. 80% рынка контролируют 5 крупнейших фирм, среди них ООО NEON-ART M, ООО «Максимал» (торговая марка «МАКС»), ООО «Агентство „Рекламный мир“». Всего на рынке работает 25 фирм, в которых занято 3 тыс. человек.
По сути, рекламные компании Казани открыли беспрецедентный публичный процесс против муниципальной власти, с тем чтобы получить гарантии неприкосновенности своему бизнесу, оказавшемуся под угрозой после смены власти в Казани. После отставки главы Казани Камиля Исхакова, управлявшего городом на протяжении более 20 лет, администрация Казани в феврале этого года получила статус муниципалитета и взяла на себя полномочия по регулированию рынка наружной рекламы, предоставленные ей новым законом «О рекламе». В частности, в июне этого года глава исполкома Казани Марат Загидуллов объявил казанским фирмам, что после 1 сентября муниципалитет начнет выставлять права аренды на рекламные конструкции на открытые аукционы, а действующие 1800 щитов (или 80% казанского рынка «наружки») были признаны властью «вне закона». По мнению представителя АРНР Татьяны Гавриловой, эти действия противоречат закону «О рекламе» и сопутствующему ему федеральному закону №160 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими другие акты в связи с принятием закона «О рекламе»». «До 1 марта этого года казанская наружная реклама размещалась по согласованию с главами районных администраций города и Главным управлением архитектуры и градостроительства Казани. У каждой казанской фирмы эти документы есть. Самовольно установленные конструкции в городе отсутствуют», — утверждает госпожа Гаврилова. По ее словам, статья 16 федерального закона №160 прямо указывает, что «разрешение, выданное органом местного самоуправления до 1 марта 2006 года, признается разрешением на установку рекламной конструкции».
Таким образом, если рекламщикам удастся обязать исполком Казани перейти на долгосрочные договоры, это будет означать признание за ними законных прав на использование 1800 рекламных щитов. Если выиграет муниципалитет, то власти смогут выставить на торги права аренды на рекламные конструкции, составляющие 80% казанского рынка «наружки», а местные компании потеряют бизнес.
Участники казанского рынка наружной рекламы расценивают действия властей как попытку передела рынка в пользу иностранных компаний Gallery Group и News Outdoor. Аукционы, прошедшие осенью этого года, не оставили казанским компаниям шансов на развитие бизнеса („Ъ“ писал об этом 3 ноября). «С началом их экспансии исполком Казани перестал выдавать разрешения на установку рекламных конструкций, предлагая взамен заключение договоров на права аренды лишь на каждый месяц. Но при этом исполком Казани увеличил плату за право аренды в четыре раза, которая почти сравнялась с уровнем московских цен», — говорит генеральный директор фирмы «РАНТ» Сергей Каштанов. По данным АРНР, стоимость права аренды одного квадратного метра конструкции составляет 240 рублей в месяц, тогда как в Самаре — 72,22 рубля, в Екатеринбурге — 62,7 рубля, в Челябинске — 77,7 рубля. По мнению генерального директора компании «Медиа Лэнд» Дениса Давлетшина, муниципальные власти просто «выворачивают карманы» местных предпринимателей подобными расценками. По прогнозу ассоциации, в этом году муниципальный бюджет получит 155,5 млн рублей в качестве платы за аренду прав и 63,2 млн рублей поступлений от единого налога на вмененный доход. Заместитель правового управления исполкома Казани Ринат Поливин подтвердил факт получения определений о принятии 11 исковых заявлений к производству. По его версии, у этих компаний истекли договоры аренды, заключенные до вступления закона «О рекламе», и краткосрочные соглашения. «Более того, эти компании перестали вносить плату за аренду мест под рекламные конструкции, поэтому выдача разрешений не производится», — заявил господин Поливин, не назвав имен должников. Впрочем, сами компании опровергли эти утверждения.
"Коммерсант. Волга-Урал" №244 от 28.12.2006 |