23.05.06Юрий ПОЛЯКОВ: “Ельцин - позор новейшей русской истории” | Тимур ЛАТЫПОВ
Юрий Поляков - довольно своеобразное явление современной русской литературы. Модный (пожалуй, именно так) писатель идет магистральной дорогой русской литературы. Сочетание редкое. Вчера он был гостем магазина “Книжный двор”, а мы задали ему несколько вопросов.
- Юрий Михайлович, на что в общественно-политической жизни России вы сегодня смотрите радикально по-другому, чем, скажем, пятнадцать лет назад?
- На роль рынка как форму организации экономики. Как и у многих, у меня была иллюзия, что рынок решит все наши проблемы. Теперь я понимаю отлично, что без жесткого государственного участия и контроля он способен только еще сильнее запутать все противоречия.
- Вы не раз акцентировали внимание на том, что о многом в советской эпохе сегодня вы судите иначе. Можно конкретнее?
- К примеру, я понял, что даже самая плохая государственная молодежная организация, имею в виду комсомол, - это лучше, чем ее полное отсутствие. От меня комсомолу досталось больше, чем от кого бы то ни было. Но я же первый стал писать о том, что критиковали мы его не для того, чтобы оставить молодежь без государственной поддержки и призора. Мы думали, что чрезмерное идеологическое давление на людей - это абсолютное зло, но теперь ясно, что это зло относительное, а абсолютное - полное отсутствие государственной идеологии, то, что мы имели при Ельцине, что нанесло нам громадный урон, и мы только сейчас начали из этого выпутываться.
Если посмотреть, то таких переосмысленных явлений наберется много. Но это нормально - люди развиваются. Тем более, что мы жили в стабильном, мало меняющемся обществе. С трудом могли моделировать последствия реформ. А когда все стало меняться, стало понятно: наши представления о них очень далеки от жизни. В том числе и представления о свободе слова. Сколько судеб было поломано! И у меня были большие проблемы с первыми повестями, которые трудно пробивались сквозь цензуру. Вызывали меня в КГБ, ЦК... Ведь казалось: добьемся права говорить все, что мы думаем, остальное исправится само собой. Но когда это произошло, выяснились всякие неприятные вещи. А если человек не понимает, что он говорит? Например, реформы Гайдара или Чубайса. Они активно пропагандировались журналистским сообществом. И ни один журналист, за исключением единиц, не предупредил, чем это обернется. Что это выльется в инфляцию, безработицу, разрыв экономических связей. Да вот простой пример. Мне после Казани надо ехать в Волгоград. Но выясняется, что улететь я не могу - не на чем. Поезд только такой, который идет туда 26 часов. Почему так? Невыгодно. Но как может быть невыгодно, чтобы человек попал из одной точки в другую? Это то, что должно брать на себя государство. Что объединяет любую страну? Транспорт и культура... Прошло 15 лет, как была принята эта абсолютно неправильная модель реформирования общества. А кто идеологически поддержал ее? Люди, которые добились свободы слова. Для чего? Получается, для того, чтобы нанести вред своему народу. Парадокс. Это, конечно, не значит, что свобода слова не нужна. Но она требует гораздо больше профессиональной подготовки и интеллектуального потенциала. Ведь раньше твое слово проходило через десяток инстанций и, между прочим, через неглупых людей. Это, кстати, один из черных мифов о советской власти, что на всех этажах сидели упертые глупые чиновники, идиоты. Ничего подобного. Я на многих “коврах” побывал со своей повестью “Сто дней до приказа”, мне говорили: “Ты, по-своему, прав. Но если мы твою повесть опубликуем, то она может стать спусковым механизмом, что приведет к тому-то, тому-то, тому-то”. Так оно и произошло. В результате сегодня, почти через 20 лет после публикации “Ста дней...”, мы имеем в армии почти ту же ситуацию. Любое честное слово можно использовать по-разному. Моя повесть, к сожалению, была использована не для улучшения положения, а для доказательства того, что приличный юноша не должен идти в армию, которая вообще никому не нужна. 20 лет занимались только поношением армии, а не пытались разобраться в ее проблемах. |