18.05.06Светское религиозному не помеха |
Но, говоря о зарубежном опыте, надо помнить, что во многих странах Востока - свое видение ислама, и, как правило, оно имеет свою специфику. А у нас есть свои славные традиции мусульманского образования, которые надо вспомнить и развивать.
- Что это за традиции?
- В РИУ большое внимание уделяется трудам татарских исламских богословов, тех, кто заложил основы джадидизма. Суть его в том, что мусульманское сообщество, окруженное немусульманским большинством, может сосуществовать с ним, развиваясь само и при этом решая проблемы общего характера на уровне всего общества, действуя на благо созидания страны. Учеными-джадидами ислам позиционировался как религия миролюбивая и толерантная. Джадидизм формировался в конце XIX - начале XX века. Это было сложное время революций, потрясений, мировых войн. Но это религиозное течение не дало ни одного террориста или проповедника религиозного экстремизма. Значит, система себя оправдала. И если сегодня Татарстан является толерантной республикой, то это во многом благодаря джадидистским традициям. Во времена атеизма, когда в обществе существовал духовный вакуум, многие люди уезжали учиться за границу, и, образовываясь там, а потом приезжая сюда, не зная традиций наших мусульман, пытались организовать свое направление и его развивать. И в сложные девяностые годы в стране начали появляться последователи ваххабизма. Но у нас в республике традиции, заложенные в прошлом, сформировали у народа своеобразный инстинкт самосохранения, и ваххабитское направление здесь не прошло.
- А как принципы джадидизма проявляются в образовании?
- Здесь как раз большое значение придается именно развитию личности. То есть предполагается, что люди, которые хотят работать в исламской сфере, будут всесторонне развитыми, получат как светское, так и религиозное образование. Причем они не ограничатся получением образования общего характера, а будут развиваться, получать ученые степени, продвигать религиозную науку.
- Когда новая концепция Российского исламского института начнет претворяться в жизнь?
- Мы надеемся, что все вопросы с лицензированием будут успешно решены, и уже в новом учебном году начнем работать по двум направлениям: будет и институт, и университет.
- Какова будет судьба преподавателей и студентов, которые ушли в знак протеста против реформирования РИУ?
- Я думаю, они вернутся, потому что это был чисто эмоциональный всплеск на фоне полного отсутствия информации. Пошли слухи, недомолвки, была определенная недоговоренность... Вообще, изначально конфликт, как мне кажется, произошел из-за непонимания, недоверия и отсутствия информации. Сейчас ситуация исправляется.
"Республика Татарстан" №98-99 от 18.05.06 |