18.05.06Светское религиозному не помеха | Евгения ЧЕСНОКОВА
Планы создания нового Российского исламского института и сохранения лишь светского направления образовательной деятельности Российского исламского университета (РИУ) вызвали большой резонанс в кругах мусульманского духовенства республики.
Напомним: в прошлом году Федеральная служба по надзору в сфере образования отказалась продлить вузу лицензию, так как религиозные учебные программы РИУ, где готовили мусульманских богословов, не соответствовали Закону о свободе совести и религиозных организациях, поскольку по уставу университет числился светским. В итоге было принято решение продолжить лицензирование РИУ как светского образовательного учреждения, создав наряду с ним Российский исламский институт, что вызвало определенное недовольство со стороны одного из учредителей университета - Духовного управления мусульман РТ. Еще одним учредителем РИУ является Совет муфтиев России. На днях с его председателем, муфтием Равилем Гайнутдином, встретились ректор РИУ Ильдус Загидуллин и исполняющий обязанности проректора РИУ по учебной и научной работе, декан шариатского факультета Мухаммед Муратов. Вернувшись из Москвы, М.Муратов ответил на вопросы корреспондента "РТ".
- Как прошла ваша встреча с главным муфтием России?
- Мы разъяснили ему нашу позицию и встретили его полное понимание. Конечно, будет работать согласительная комиссия с участием представителей Духовного управления мусульман РТ, и, я думаю, мы придем к соглашению.
- Тогда хотелось бы получить, что называется, из первых рук информацию: в чем же будет заключаться реформа исламского образования в Татарстане?
- Когда возник вопрос о продлении лицензии, и нам в этом отказали, было два варианта. Первый заключался в том, чтобы полностью перейти на светскую систему, но это означало, что невозможно вести образование по религиозным направлениям. А перейти на религиозные стандарты означало, что надо отказаться от светского статуса. Мы нашли решение, которое позволяет сохранить оба направления.
Выход заключается в том, чтобы разделить светское и религиозное направления, но при этом не противопоставлять их, а создать единую систему, организовав при РИУ религиозный институт (Российский исламский институт. - Авт.), образовательная программа которого была бы нацелена на изучение как религиозных, так и светских предметов примерно в равном соотношении. Программа института будет рассчитана на то, что студент, поступив в РИИ, получит возможность на добровольной основе обучаться в университете. Поскольку светские предметы в институте будут совпадать в какой-то степени с университетскими и будет существовать договор между двумя вузами, студенты смогут в короткие сроки окончить светский университет, получить второй диплом и иметь две специальности. В рамках же светского университета, в блоке факультативов регионального компонента, будут введены предметы, призванные повысить религиозную культуру студентов. То есть студенты религиозного института будут образовываться в светском направлении, а студенты, которые придут учиться в университет, будут постигать основы исламской культуры. Такой вот взаимный процесс.
- Но почему все-таки не стали реформировать РИУ в религиозное учебное заведение?
- У нас ведь религия отделена от государства, и выпускникам с нашим дипломом бывает трудно устраиваться в жизни. Это проблема не только мусульман, но и представителей других конфессий. Студенты РИУ, особенно старшекурсники, как правило, параллельно учились на вечернем или заочном отделениях светских учебных заведений, потому что понимали: реалии жизни заставляют получать еще и светский диплом. Найденный нами вариант позволит студентам решать свои жизненные проблемы. Они смогут работать как в религиозной сфере, так и в светской. Почему это актуально в данный момент? Например, в российских школах планируется ввести предмет "Основы религиозной культуры". Есть большая потребность в специалистах, а кто лучше выпускников духовных заведений знает этот предмет? Но с дипломом религиозного вуза их в школу работать не возьмут. |