1. Авантюрист, романтик, коллекционер. |
Русская Православная Греко-Католическая церковь Америки была полностью независима от Москвы и России и политически, и религиозно. Как заявлено в Ежегоднике Церкви (издание 1963 года), «революция 1917 года и коммунистический контроль, последовавший за этим, вынудили Русскую Епархию в Америке объявить временную независимость от Московского патриархата на Детройтском Соборе 1924 г.».
Чудотворная икона, как высокочтимый религиозный объект, считалась экспертами бесценной, поэтому ее новая владелица предложила Американской Православной Церкви купить ее только за стоимость драгоценных камней в окладе, равной, по мнению специалистов, $500,000.
Удивительно, но этот шаг еще в 1954 году пытался предпринять сам Фредерик Митчелл-Хеджес. Он отправил письмо в США, видному иерарху Русской Православной Греко-Католической церкви Америки, архиепископу Сан-Францисскому Иоанну (Шаховскому) с предложением приобрести у него эту икону. Он назначил за нее довольно небольшую цену (если сравнивать с ценой, какую за нее потребовали его наследники) в 92 тысячи фунтов стерлингов. «Ясно видя всю трудность и даже невозможность для себя и своей Епархии приобрести эту Икону..., я захотел, однако, выяснить происхождение этого образа Казанской Божией Матери». Владыка Иоанн написал в Англию одному из самых крупных зарубежных специалистов по древнему иконописному искусству с просьбой исследовать икону на месте. Его фамилию он держал в секрете, видимо, из-за конфиденциальности поручения, которое тот выполнил. Но мне удалось узнать, кто это был. Экспертом оказался один из авторитетнейших специалистов, Николай Ефремович Андреев -историк, литературовед и искусствовед, директор Института имени Н. П. Кондакова в Праге, экстраординарный профессор Кембриджского университета. С разрешения мистера Митчелл-Хеджеса им было проведено тщательное исследование Казанской иконы замка Фарлей. Первый раз он осматривал икону в 1954 г., а второй - в 1955 г. Тогда же ему удалось сфотографировать ее в цвете и без ризы. «При осмотре владелец постоянно твердил о том, что икона тысячелетней давности, из Казанского собора в Ленинграде, а камни оклада - из складов драгоценностей царя Соломона». По словам Андреева, владельцем иконы было ему предложено «...500 фунтов за подтверждение, что икона настоящая, явленная, из Санкт-Петербурга. Что, естественно, было с негодованием отвергнуто».
Решая вопрос о тождественности иконы, появившейся в Англии, Н.Е. Андреев провел сравнительный анализ трех основных Казанских икон, хранившихся в Казани, Москве и Санкт-Петербурге. В результате он пришел к определенным выводам.
Вот мнение профессора: «Образ Казанской Божией Матери, появившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее все-таки несколько иные: 7 вершков в длину и 6 в ширину (т. е. 12 ? дюйма на 10 5/8 дюйма, или 31x27 см). Лик Богоматери прекрасен, ...темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере. Лик Младенца в плохой сохранности, и на лике Богоматери нет поновления, как показывает царапина. В глазах празелень черная, абсолютно круглая точка зрачка находится в центре радужки, прожилки глаз белые, под носом заметна празелень. Нос подчеркнут полутонами, с празеленью под губой. Лик Младенца написан той же техникой, при этом верхние его веки отмечены белилами, глаза светло-зеленые, а зрачок - круглая черная точка в центре глаза. Брови едва намечены. Мафорий Богоматери алый с черными описями складок, кайма мафория и две звезды его золотые. ЧепеИ писан темной празеленью с золотыми орнаментальными полосами. Хитон Младенца зеленый, а алый гиматий писан киноварью, оба с золотым ассистом. Нимбы прографлены одной линией. Фон темно-красный, поля - черные. Доска липовая, толщина ее 7/8 дюйма или 2,2 см: шпонки, которые отсутствуют, - две врезных встречных. |