1. Авантюрист, романтик, коллекционер. |
По всей видимости, сразу же после приобретения иконы в 1950 году Ф. А. Митчелл-Хеджес обратился к данному эксперту. С ним он был знаком лично, в связи со своим тесным сотрудничеством с Лондонским музеем Виктории и Альберта, членом штата которого и был мистер вант, одновременно являясь и лектором по искусству Совета Лондонского графства (Lоndon Соuntу Соuncil). Так как книга из печати вышла именно в 1950 г. (1949 г. - дата написания), автор успел поместить в ней лишь минимальную информацию о поразившей его прекрасной иконе. Эти сведения были далеко не полными: не была проведена специальная экспертиза, икону не видели эмигранты, начавшие посещать ее в замке Фарлей только с 1953 года и т.д. Именно поэтому появляется эта странная датировка (XVII век), которую автор впоследствии исправит.
1956 г. Совсем другую картину мы видим в переизданной книге. Видимо, автор несколько лет занимался серьезной исследовательской работой, это видно уже по тому, что иконе посвящена отдельная глава, да еще и с небольшим экскурсом в историю явленного образа. Посмотрим, к какому выводу приходит автор сейчас. «...Краски и дерево, на котором написана икона, абсолютно сохранились, что было доказано рядом рентгеновских снимков, и краски лишь смягчились с годами, только еще больше подчёркивая красоту и святость ликов. Это смягчение и потемнение красок, наступающее с веками, было причиной, почему и знаменитый оригинал иконы, о котором речь будет позже, получил в народе название «Черной Казанской Богородицы» (здесь я впервые встретил такое наименование этого списка Казанской иконы. Впоследствии оно было воспринято другими авторами и вплоть до начала 70-х использовалось в научно-популярной литературе). Эксперты сходятся во мнении, что икона принадлежит кисти выдающегося иконописца XVI века и что она представляет собой великолепный образец греко-русского стиля того периода.
Богатая риза иконы представляет собой также исключительную ювелирную работу, которую следует отнести к XVII веку, и она украшена более чем тысячей драгоценных камней... Такое исключительно богатое убранство иконы уже само по себе является доказательством того, что икона пользовалась исключительным почитанием, и указывает на то, что она должна была принадлежать одной из главных церквей в России...
Другими словами, я убежден, что мы имеем дело с почитаемой православным народом чудотворной иконой из Казанского собора в Москве. Некоторые русские священники, которые никогда не видели петербургской иконы, и некоторые пожилые русские эмигранты, которые имели возможность увидеть икону в замке Фарлей, были убеждены, что видят перед собой петербургскую икону, но их ошибка может быть легко объяснима незнакомством священников с петербургской иконой и сильным душевным волнением, в совокуплении с ослаблением зрительной памяти, у старых эмигрантов. Однако проведенное мною тщательное изучение всех данных, связанных с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, убеждает меня в том, что в замке Фарлей находится икона из Казанского собора в Москве». |