1. Авантюрист, романтик, коллекционер. |
До этого момента владелец иконы не был уверен в информации об ее происхождении, которую ему дал при продаже святого образа в 1950 г. продавец мистер Норман Вайс. Но произошло маленькое чудо: среди первых паломников к вновь обретенному чудотворному образу оказались люди высокого духовного звания и представители высшего сословия ушедшей России (упоминались князья, графини и даже митрополит (?)), которые узнали икону и опознали ее как явленную (!). Но это не совсем так. Как часто бывает, народная молва превращает факты в легенды, просто забывая упомянуть какую-либо небольшую деталь. В данном случае эта деталь заключалась в том, что одни эмигранты из России убеждали хозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, а другие якобы лично видели ее в столице Российской империи - Санкт-Петербурге! Это нонсенс, так как хорошо известно, что эти иконы (а речь шла о двух разных чудотворных иконах) между собой очень различаются, в том числе и по размерам.
Для справедливости необходимо сказать и то, что когда икона появилась в Англии, некоторые специалисты в Америке и в Европе усомнились в ее подлинности. Между тем они никогда не видели снимок иконы без ризы и «...ожидали видеть икону русского письма». Попыткой разобраться в этом сложном вопросе явилась первая официальная экспертиза святого Казанского образа Богородицы, предпринятая уже упомянутым Сирилом Бантом, лучшим специалистом Великобритании по иконографии.
Свою экспертизу и сопутствующие исследования он проводил как минимум 9 лет. По крайней мере, две его известные мне работы на эту тему датированы 1949 и 1956 годами. Позднее, в середине 60-х годов, в американских газетах, включая серьезные издания, и в более поздних публикациях, появились различные датировки написания иконы в пределах от XII до XVII века, при этом, как это ни странно, большинство авторов ссылалось на исследования уважаемого мистера Банта. Делалось это как по небрежности, так и с определенными корыстными целями, но об этом позже.
Все дело в том, что эти две брошюры Банта были выпущены крохотным тиражом, и читателям было крайне тяжело проверить эти факты, не съездив в Англию.
Чтобы поставить все на свои места, я процитирую дословно выводы уважаемого эксперта, сделанные в книге «Русское искусство от скифов до Советов» («Russian Аrt from Sсуths tо Sоviеts»), впервые опубликованной в 1949 году и переизданной в 1956 году. Проблема состоит в том, что в каждом из исследований он дает фактически противоположные заключения. Поэтому попробуем разобраться в них вместе.
Итак: 1949 г. В книге под фотографией интересующего нас святого образа буквально три строчки. «Икона Казанской Божией Матери. Старинное изображение, покрытое золотом и позолотой, самоцветами, изумрудами, бриллиантами, восточными рубинами и т.д. Икона была написана в XVII веке, инкрустация драгоценными камнями и работа по металлу были выполнены еще позднее». |