10.03.06Трудовой фронт: бои местного значения | Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Всю сложность взаимоотношений работника и работодателя отмечал еще Пушкин в своей "Сказке о Попе и работнике его Балде". С тех пор мало что изменилось, а с приходом в нашу страну капитализма в его диком виде проблема только обострилась. Воспользоваться результатами труда человека и не заплатить за выполненную работу является сегодня делом, увы, достаточно обыденным. Но это прием самый примитивный. В последние же годы появилось множество куда более изощренных способов обмана претендентов на получение работы, превращения их в бесплатную или почти бесплатную рабочую силу.
Оговорюсь сразу, что приведенные ниже случаи - лишь самая распространенная часть из всех возможных вариантов нечистоплотности работодателя. С ними удалось прямо или косвенно столкнуться самому автору. В жизни же способы обмана могут быть самыми разными. Все зависит от фантазии работодателя.
Одним из самых распространенных видов рекрутирования рабсилы является создание так называемого сетевого маркетинга. Это самый простой и относительно безобидный способ использовать работников, при котором абсолютно ничего не надо предоставлять им взамен. У организаторов сетевого маркетинга не болит голова ни о зарплате людей, ни об оснащении их рабочих мест, не говоря уже об отпусках и вопросах охраны труда.
Такому принципу реализации товара в России уже почти полтора десятка лет. Он довольно прост: сначала закупается партия продукции, затем набираются ее вольнонаемные распространители, которые обязаны сами ее купить, а также любыми путями заставить сделать это еще нескольких своих друзей, сослуживцев или родственников. Чем больше народу удается уговорить, тем больше прибыль. Те, кто сделал покупку, чтобы оправдать затраченные деньги и получить прибыль, в свою очередь, также начинают искать клиентов. Система действует по принципу классической пирамиды, наибольшую прибыль в которой получают те, кто находится на ее вершине.
Подобным образом с переменным успехом в нашей стране реализуется самый разный товар - от косметических средств и биодобавок до наборов сковородок и моющих пылесосов. В этой работе требуется талант убеждения или, на худой конец, могучий административный ресурс. Известны случаи, когда начальники обязывали своих подчиненных приобретать тот или иной товар, распространением которого они занимались "в свободное от основной работы время".
При всей хлопотности этого вида деятельности шанс что-то заработать здесь примерно равен шансу потерять уже имеющееся. К тому же никаких социальных выплат ни работник, ни работодатель, которого юридически просто не существует, не делают, рабочий стаж нигде не учитывается, а следовательно, по документам, которые необходимы при начислении пенсии, получается, что все это время человек отдыхал в свое удовольствие. Так или иначе, но рассматривать такое занятие как долговременный источник дохода нельзя, если, конечно, не заняться организацией подобных пирамид самому...
В последнее время все больше распространяется и такое явление, как скрытая эксплуатация претендентов на получение места. Соискателя берут на работу (как правило, это низкоквалифицированный труд) на испытательный срок или в качестве ученика с мизерной зарплатой, а то и вовсе без нее, обещая, что через некоторое время он займет достойное место в рядах хорошо оплачиваемых постоянных сотрудников. Но, выжав из него все что можно, вынуждают уйти. Судиться в этом случае бесполезно - в подавляющем большинстве случаев никаких договоров между работодателем и работником не подписывается. Кроме того, доказать, что испытательный срок вы прошли успешно, в суде практически невозможно - аргументы нанимателя почти всегда будут выглядеть убедительнее. Поэтому такие "конвейеры" из новичков вполне успешно работают во многих фирмах уже на протяжении длительного времени. |