Глава 4. Казань - столица ханства (1445 - 1552 гг.) |
Строительство всего комплекса этих зданий датируется концом XV – началом XVI века. Пока не удалось выявить конструктивных деталей сооружений, указывающих на точное их функциональное назначение. Расположение зданий и археологический материал позволяют предположить, что они могли входить в комплекс построек мечети и медресе Кул Шарифа. В архивных материалах сохранились чертежи 20-х годов XIX века с планом расположенного здесь здания, почти полностью совпадающего с планом размещения выявленных в раскопе фундаментов. К ним прилагаются и обмеры его фасадов, на которых изображено сильно обветшавшее двухэтажное здание. Вероятно, зарисованная постройка и есть остатки зданий известной мечети. Представляется вполне логичным в последующем и выбор в качестве резиденции казанского архиерея зданий культового комплекса главы мусульман Казанского ханства.
В числе построек ханского времени привлекает внимание фрагмент кирпично-каменного фундамента небольшого здания на территории Пушечного двора. Функциональное назначение постройки не определено, но важно то, что здесь впервые в непотревоженном виде были зафиксированы остатки кирпичной кладки периода Казанского ханства. Выяснилось, что уже в ханское время казанцы использовали брусковые кирпичи размерами 29–30 х 14–14,5 х 7–7,5 см, мало отличающимися от кирпичей, используемых в то время московскими строителями.
Город за пределами крепости тоже интенсивно развивался. К 1552 году были освоены новые территории и плотно застроены ранее освоенные. В границы укрепленного посада были включена территория до современной ул. Астрономической, ограниченная с востока Черноозерской протокой, а с запада – р. Булаком. Увеличилось число слобод за пределами укреплений – Кураишева, Армянская, Старое городище (на месте Богородицкого монастыря), Бишбалта и др. [История Казани, 1988, c.26–40]. К сожалению, эти районы слабо изучены археологически.
Следы городских некрополей ханского времени локализуются археологически в районе главного здания Казанского государственного университета, Центрального рынка (ул. Межлаук), на территории Гостиного двора, а также вблизи бывшей Армянской слободы (ул. Калинина).
Хозяйственная жизнь города, бесспорно, была тесно связана с торговлей и ремесленным производством. По воспоминаниям одного из западноевропейских купцов и путешественников Иосафато Барбаро, Казань – «это торговый город; оттуда вывозят громадное количество мехов, которые идут в Москву, в Польшу, в Персию и во Фландрию. Меха получают с севера и северо-востока, из областей Дзагатаев и из Мордовии» [Барбаро и Контарини, 1971, с.158–159]. О значительности торговли свидетельствуют не только монеты и многочисленные изделия западноевропейских, китайских, русских среднеазиатских и др. мастеров на территории Казанского кремля, но и остатки костей верблюда – немого свидетеля пребывания в городе торговых караванов. Казань, следуя традициям Волжской Болгарии, стала крупным центром транзитной торговли по Великому волжскому пути. К ней стремились восточные и западные торговцы, приезжавшие на международную ярмарку, устраиваемую ежегодно на Гостинном острове. |