Глава 4. Казань - столица ханства (1445 - 1552 гг.) |
Застройка Казанской крепости в ханское время велась очень активно. Об этом говорит характер отложения слоев с большим количеством выбросов материкового грунта из котлованов построек. Строительство сопровождалось частыми и разрушительными пожарами: в раскопе I 1995 года зафиксировано до 5 горизонтов перестроек одного объекта, перекрываемых прослойками угля. Несмотря на это, дома в городе размещались очень плотно, что отмечено и в летописях: проехать «на конех бо невозможно, теснота во граде великая во хоремах» [Древняя Казань, 1996, c.46]. Ширина улиц составляла около 3,5–4 метров, а между подвальными помещениями наземных домов расстояние не более 4–5 метров.
После образования Казанского ханства, а, возможно, и в конце золотоордынского времени, начинается строительство каменных зданий в древней части города. При описании штурма Казани говорится о множестве каменных зданий, располагавшихся вокруг ханского двора [Курбский, 1986, c.253]. В Писцовой книге 1565–1568 годов упоминается пять каменных зданий ханского времени, находившихся в этом районе [Писцовые книги, 1932, c.2–4, 8].
Одним из легендарных архитектурных шедевров ханской крепости бесспорно была мечеть Кул Шарифа. На последнем этапе штурма города, 2 октября 1552 года, у ее стен происходили ожесточенные бои. Мечеть располагалась между Ханским двором и Тезицким рвом. Представляется очень странным отсутствие описания каменных зданий в Архиерейском дворе у Тезицкого рва в Писцовой книге 1565–1568 годов. Это, возможно, объясняется неполнотой самого источника, что отмечалось многими исследователями.
Татарский ученый Ш. Марджани в одной из своих работ описывал внешний облик двух мечетей того времени [Марджани, 1989, c. 199]. Одна из них – Соборная восьмикупольная мечеть и другая – мечеть-медресе у Тезицкого оврага, во главе которой стоял крупный общественный и религиозный деятель, поэт и ученый Кул Шариф.
Попытки локализации этих двух культовых зданий предпринимались различными исследователями неоднократно. Так, М.Г. Худяков считал, что восьмикупольная мечеть Кул Шарифа находилась на территории Спасо-Преображенского монастыря, полагая, что Тезицкий ров проходил перед современными южными стенами Кремля, а соборную мечеть локализовал между башней Сююмбике и Благовещенским собором [Худяков, 1990, c.267–272]. Заложенная традиция в виде образа восьмикупольной мечети Кул Шарифа находит отражение в работах многих современных исследователей. Н.Ф. Калининым было высказано предположение о вероятности расположения мечети Кул Шарифа на месте Архиерейского двора, а Соборной восьмикупольной мечети – в районе Благовещенского собора. Эта версия с небольшими оговорками поддерживается многими исследователями и сегодня.
В ходе археологических раскопок последних лет удалось выявить несколько каменных построек ханского времени в сквере между современным Благовещенским собором и зданием Министерства здравоохранения севернее Тезицкого рва (раскопы II, III, XX). Фундаменты этих зданий были выбраны в начале XIX века практически до основания [Хузин, 1997/98, c.133]. В центральной части раскопа следы фундамента удалось обнаружить только в виде следов свай-коротышей, вбитых для уплотнения грунта. Значительно более полную сохранность имела постройка, выявленная на газоне у проезда Шейнкмана. У нее фиксировалась часть кладки нижних рядов, а также архитектурные детали, найденные в слое разрушения (кирпичи, облицовочные плитки из кашина, покрытые бирюзовой поливой). В несохранившейся верхней части здание, возможно, было кирпично-каменным с поливной облицовкой. С восточной стороны проходила центральная улица. |