Тайны "прабабушки" "Красного Востока" |
Лит.: Иллюстрированное и историко-биографическое издание «Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана». Том 1. Казань, 2001 г.
В Казанскую думу – представительный орган городского самоуправления, выборы, согласно Городовому положению, производились по имущественному цензу. Лица, не имевшие недвижимости и собственного дела, к выборам в городскую думу не допускались.
(Черняк Э.В., Мадияров А.Б. Городское самоуправление в Казани. – Казань: Изд-во «Дом печати», 2003. – 127с. С. 6,7)
Клятвенное обещание
По городскому положению 1870 г. Гласный городской думы, после избрания, обязан был принять присягу следующего содержания:
Я, нижепоименованный, обязуюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен в совести, беспристрастно, не из собственной моей корысти, не по дружбе или вражде, выбрать сего города из моих сограждан такого, которого нахожу способнейшим и чистой совести, и от которого я надеюсь, что он в возглавляемом сем общем деле окажет себя верным рабом Его Императорского Величества, усердным сыном отечества и согражданином ревностнейшим о общем благе и исполнителем Величайшия воли Его Императорского Величества. Если же при выборе инако поступлю, то подвергаю себя как нерадивый о пользе и благе всего отечества в сей жизни всеобщему своих граждан презрению, а в будущем пред Богом и судом Его страшным ответу. В заключение же сей моей клятвы целую Слова и Крест спасителя моего. Аминь».
Текст данной клятвы приведен без редакционной правки по оригиналу, хранящемуся в Национальном Архиве Республики Татарстан. Примечательно, что клятва давалась гласными не избирателям, а императору.
Лит.: НА РТ. –Ф.98 – Оп.2. Д.405. – Л.197. Черняк Э.В., Мадияров А.Б. Городское самоуправление в Казани. – Казань: Изд-во «Дом печати», 2003. – 127с. С 14.
Интересно, а какую клятву и кому дают сегодняшние казанские «думщики»?
Опять Савиновские сюжеты
Мы думаем, что здесь уместно напомнить о том, что наш музей называется «Савиновские сюжеты в предметах», а наша «прабабушка» «Красного Востока»» косвенно связана с историей Савиново. Данное исследование добавило черточку к портрету Савиновского дачника, судьбу которого начали изучать, буквально по крупицам старшие клереты Детско-Юношеского, краеведческого товарищества «Саин Савиново». Это - Заусайлов Василий Иванович, купец 1-ой гильдии, потомственный, почетный гражданин Казани, член Казанского Общества археологии, истории и этнографии, меценат, внесший большой вклад в становление Казанского городского музея, гласный городской думы с 1871 по 1892 гг.
С удивлением и радостью отмечаем тот факт, что, казалось бы, совершенно не связанные вещи «стекаются» в тему нашего музея.
Еще одно тому подтверждение: Внуку Василия Васильевича Александровна, сыну Ивана Васильевича – Ивану Ивановичу Александрову принадлежала каменная двухэтажная дача в Архангельской слободе (ул. Х. Такташа, 114). Справа – это здание, как выяснилось из нашего поиска, граничило с домом Воскресенского монастыря.
И вот опять его Величество Случай? Из поисково-исследовательского материала Любови Евгеньевны «Савиновский вотчинник – митрополит Вениамин» узнаем:
«Екатерина II чувствуя вину перед Вениамином за то, что 1774 году он был ложно обвинен в сотрудничестве с Пугачевым, выделила на обустройство архиерейского дома крупные суммы, проектирование ансамбля и отдельных зданий было поручено знаменитому зодчему В.В. Растрелли.
По приказу Екатерины II строительство архиерейской дачи на территории упраздненного в 1764 году Воскресенского монастыря, где Казанские архиереи жили летом, было начато в 1781 году». К вашему сведению из известных нам легенд знаем, что императрица Екатерина якобы была в Савиново в гостях у своей фрейлины, а архиерей Вениамин, имевший загородную дачу в Савиново, отслужил молебен в честь ее приезда в Благовещенском соборе Казанского Кремля. |