Каюм Насыри: вчера и сегодня |
Труды Каюма Насыри в свое время публиковались в печати не только на татарском, но и на русском языке. Поскольку он был членом научного Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, он имел благоприятную возможность для распространения своих научных трудов. Ученые университета систематически помогали ему словом и делом, давая методические указания, помогая публиковать труды. В сборнике «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете» (13 том, выпуск 5) была опубликована работа Насыри на русском языке под названием «Образцы народной литературы казанских татар».
В 1900 году в сборнике «Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете» (том 16, выпуски 2-6) был опубликован труд К. Насыри, написанный им совместно с П.А. Поляковым, под названием «Сказки казанских татар и сопоставление их со сказками других народов».
Крупнейший писатель демократического направления 19 века, Каюм Насыри всю свою жизнь, мудрость и литературный талант отдал великому делу просвещения родного татарского народа, служению науке, литературе, борьбе против темноты, невежества, отсталости, фанатизма реакционной феодальной верхушки и духовенства. В этом его огромная историческая заслуга перед народом. Несмотря на вражду и злобу, упорное сопротивление недоброжелателей, он первый смело внедрил в массы татарского народа основы науки и знания, культуры и прогресса, твердо веря в положительные результаты своих трудов. Каюм Насыри верил в прекрасное будущее России и своего народа.
Одной из важных заслуг К. Насыри является то, что он ознакомил татар с духовными сокровищами великого русского народа. В течение многих лет он неутомимо пропагандировал важнейшие достижения русской культуры и науки. В истории нерушимой дружбы русского и татарского народов Каюм Насыри занимает самое почетное место. Еще в 1945 году академик Дмитриев Н.К. сказал: «В жизни каждого народа, как и отдельного человека, бывает своя пора весны. Каюм Насыри не создавал ее, но один из первых ощутил ее и отдал ей все творчество своей жизни». [1, с.11].
В результате многочисленных исследований кипучей, многогранной деятельности Каюма Насыри, выдающегося сына татарского народа, образ его встает перед нами во всей значимости своего таланта, научного и писательского. Имя его по праву занимает одно из первых мест в истории науки и культуры татарского народа.
В Казани есть улица, носящая имя великого сына татарского народа. В Национальном Архиве РТ, в Национальном Музее РТ, в ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова имеется личный фонд К.Насыри, где бережно хранятся его рукописи на татарском, русском, арабском и турецком языках, учебники и первые печатные труды ученого. Есть Музей Каюма Насыри.
Музей Каюма Насыри находится в историко-культурной заповедной территории города «Старо-Татарская слобода», на ул. Парижской Коммуны, в доме № 35. Каюм Насыри жил в доме № 35 по улице Сенной. К сожалению, дом утрачен. Но нынешнее строение восстановлено по проекту подлинного дома, архитектурного памятника 19 века. Это двухэтажный деревянный дом. В музее два зала (мемориально- бытовой и историко- биографический под названием «Истоки» и тематическая экспозиция, посвященная просветительской деятельности К.Насыри). На прилегающей территории воссоздан уголок татарской усадьбы 19 века. Здесь проводятся экскурсии и мероприятия для школьников, студентов, взрослых посетителей. Можно также посмотреть видео спектакль «Каюм Насыри» в постановке ТГАТ им. Г.Камала.
Заключение
Познакомившись с жизнью и творчеством Каюма Насыри, я пришел к выводу, что этот талантливый человек, выдающийся просветитель татарского народа, ученый- энциклопедист внес огромный вклад в просвещение татарского народа и развитие татарского языка. Но кроме этого, я поразился его необыкновенному мужеству и храбрости, удивительной силе духа. Он не боялся отстаивать свои убеждения. Он терпеливо и настойчиво добивался поставленных целей. Он был очень целеустремленным и волевым человеком. Благодаря его трудам сохранился самобытный татарский фольклор. |