Каюм Насыри: вчера и сегодня |
В 1872 году Каюм Насыри приступил к работе над одним из самых объемистых трудов – книгой «Плоды собеседований». В 1880 году просветитель издал первый сокращенный вариант этой книги под названием «Сорок садов». Эта книга характерна для понимания мировоззрения К.Насыри. В общественных взглядах и философских суждениях он был поклонником разума, обогащенного практикой, просветителем – рационалистом.
В 1884 году в типографии Казанского университета была отпечатана «Фэвакипелжолэса…» объемом в 609 страниц. На титульном листе книги Каюм Насыри указал, на основе каких источников она составлена. Ученые, современники Каюма Насыри эту книгу называли энциклопедией. В каждом разделе этого произведения освещаются вопросы, имеющие то или иное отношение к жизни и быту людей, и даются советы. Каждый поднятый вопрос иллюстрируется афоризмами, баснями, новеллами и анекдотами. В начале каждого раздела автор приводит высказывания виднейших ученых и философов по данному вопросу. Например, в разделе о хорошем и дурном характере автор пишет так: «Мудрый Сократ сказал: «Кто имеет хороший характер, у того жизнь будет хорошей, он всегда будет здоров, будет любим всеми. А кто имеет дурной характер, у того и жизнь будет плохой, у него всегда будет много врагов, все будут его презирать и избегать. На обиды, наносимые человеком дурного характера, отвечай терпением, не порть своего характера». [1,с.9] До последних дней своей жизни Каюм Насыри не прекращал работы в области художественного творчества. В 1896 году он напечатал «Повесть о Гульрух и Камарджане», в предисловии указав, что был использован сюжет повести, опубликованной в Турции.
К. Насыри рецензировал книжные новинки, указывал на необходимость улучшения содержания и оформления литературных произведений.
Он собирал материалы по татарской этнографии, истории и археологии. Во многих трудах Каюма Насыри дается богатый исторический материал. Он считал важным изучение новых, неисследованных областей знания. «Мы хотели осветить и сделать достоянием все дела и события, неосвещенные в русской истории»,- пишет он. [1, с.10]
Каюм Насыри обратил свое особое внимание на собирание исторического материала в виде народных сказаний, а также письменных источников (записи на надгробных памятниках, летописи, древние рукописи, договоры, приговоры). Он исследовал и записал большое количество надписей на надгробных памятниках. Среди рукописей Каюма Насыри, опубликованных в 1926 году, есть много исторических данных о Казани.
Знаменитая мечеть Сенного базара, мечеть «Нурулла», была построена в 1849 году по проекту архитектора А.И. Песке. Приход Сенной мечети объединял улицы Московскую (в советское время ул. Кирова) и Сенную (сейчас ул. Парижской Коммуны). Фасадами двухэтажное кирпичное здание мечети выходило на Сенную площадь – крупный торговый центр Старо- Татарской слободы. К. Насыри в своем научном исследовании «Город Казань» писал, что Сенную площадь окружало около двухсот лавок, где торговали мусульмане, а «самым ходовым товаром были мануфактура, чай, сахар, и все, что едят и пьют. Ремесленники торговали шапками, ичигами, кавушами (мягкими кожаными калошами) и прочими изделиями своего ремесла. Славилась Казань своими мастерами и мастерицами. В дни базаров отовсюду в Казань стекалось добро, и не было ему ни конца, ни края. Никто еще не увозил свой товар обратно, иногда даже недостаточно оказывалось ввезенного товара». [1, с. 29]
К. Насыри написал «Историю Свияжского уезда, или Нагорной стороны». Он подробно описал историю возникновения этих сел, анализировал исторические памятники, касающиеся их. Изучая историю татарского народа, Каюм Насыри подошел к вопросу о предках современных казанских татар. Он утверждал, что прадедами казанских татар являются булгары. «Из книг, написанных 100 – 150 лет тому назад, видно, что народ тех времен любил называть себя булгарами и из поколения в поколение не забывал об этом»,- пишет он. [1, с.10 ]. Составляя родословную древних авторов и свою, Каюм Насыри писал, что его прадеды были булгары. Он с гордостью подчеркивал, что он из Ширдан–Булгари, т.е. он булгарин. Каюм Насыри плодотворно работал в области педагогики. Сохранилось много высказываний его об этой науке. Занимаясь долгие годы педагогической деятельностью, он был не просто учителем – практиком, а педагогом - мыслителем. Каюм Насыри критиковал педантизм в учебно–воспитательной работе, призывая к ее упорядочиванию. Говоря об ответственности педагога, Каюм Насыри писал: «Если ты педагог и воспитатель, так воспитывай своих подопечных, чтобы твое воспитание сказывалось на них до конца их жизни». [ 1, с. 11]. |