Каюм Насыри: вчера и сегодня |
Каюм Насыри составил ряд учебников и руководств по разным отраслям теоретических и прикладных знаний: математике, арифметике, геометрии, истории, терминологии географии, географии в 3-х частях и другие.
Он был религиозным человеком и написал несколько книг религиозного характера.
Каюм Насыри был широко образованным человеком. Его справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.
Он был истинным просветителем. В каждой науке Каюм Насыри всегда обращал внимание на практическую сторону, объясняя, чему служит та или иная наука. В течение 24 лет он издавал ежегодные календари, в которых, наряду с чисто календарными сведениями, научным и литературным материалом, он давал множество полезных советов своим читателям. Это были отличные рецепты по технологии.
Во второй половине 19 века среди мусульманского духовенства схоластика была особенно сильна. Татарские дети, которые учились в религиозных мектебе и медресе получали только богословские знания. Но новое время, проникнутое духом предпринимательства, требовало новых людей, нужна была новая высокообразованная интеллигенция – учителя, врачи, инженеры, адвокаты и представители других профессий. Нужны были новые национальные светские школы – новометодные школы.
К. Насыри вел педагогическую практику в Татарской учительской школе. Это было первое светское среднее учебное заведение для татар с преподаванием на русском языке. Здесь преподавали выдающиеся деятели науки и просветительства: Мухаметгали Махмудов, Ш.-Г. И. Ахмеров, В.В. Радлов, В.А. Богородицкий, И.В.Терегулов, Н.Г. Лексин, Ш.А. Тагиров и другие. Ежегодно в татарской учительской школе обучалось до 90 человек. Среди ее воспитанников такие люди, как Г.Исхаки, С.Максуди, М.Х. Султан-Галеев, Г. Кулахметов, С.Сунчелей, Г.Камай и многие-многие другие.
Двухэтажное кирпичное здание школы было построено в конце 18 –начале 19 века. Татарская учительская школа размещалась здесь с 1876 по 1917 гг. Сейчас здесь расположена средняя школа с преподаванием предметов на татарском языке. Хорошо, что сохраняется традиция. Но, к сожалению, здание находится далеко не в лучшем состоянии, нуждается в реконструкции и реставрации.
То, как смело Каюм Насыри популяризировал науку, показывает значимость его деятельности. Он оказывал большое влияние на татарский народ своими новаторскими научно - популярными и литературными произведениями. Каюм Насыри был писателем–реалистом, талантливым и неутомимым пропагандистом светских знаний, чем пробуждал самосознание народа, вел его к прогрессу.
Каюм Насыри начал издавать настольный ежегодный календарь в 1871 году, и календарь выходил систематически в течение 24 лет. Он мечтал об издании ежедневной татарской газеты.
Каюм Насыри создал первые оригинальные произведения в области татарского языкознания. Галимджан Ибрагимов, татарский писатель, написал: «В резком переходе от арабского к татарскому Насыри должен у нас считаться явным революционером. Поскольку он работал для народа, для низших его слоев, он первым стал употреблять слова «татарский язык» и в течение 50 лет работал в этой отрасли. Сказки, пословицы, песни народа он собирал с какой–то любовью, как драгоценные сокровища». [1, с. 8]
К.Насыри первым высказал идею, что должен существовать понятный народным массам татарский литературный язык, поэтому он составил и издал грамматику татарского языка.
Велики заслуги К.Насыри в истории развития татарской художественной литературы. Он создавал художественные произведения, а также переводил на татарский язык художественные произведения с других языков, много работал как литературовед, собиратель фольклора, литературный критик. Он считал, что художественные произведения должны быть написаны на доступном широким массам языке. Он кропотливо отбирал лучшие повести, рассказы, изданные на турецком, арабском и персидском языках, и переводил их на татарский.
В 1872 году Каюм Насыри закончил переработку знаменитой «Повести об Абу–али–сине». Повесть воплотила в себе богатую фантазию народа и переведена почти на все языки мира. Прототипом героя повести является известный ученый Ибн–Сина (Авиценна) – философ, юрист и медик, живший в конце 10 – начале 11 века (980-1037) в Средней Азии. |