Каюм Насыри: вчера и сегодня |
Он очень любил общаться с народом. Особенно он любил беседовать со стариками, собирая материалы по истории и фольклору родного народа.
Каюм Насыри до глубокой старости был активным членом Общества археологии, истории и этнографии. Он усердно и неустанно собирал материалы по татарскому фольклору, затем передавал эти материалы на рассмотрение Общества, часто выступал с докладами на заседаниях. Газета «Волжский вестник» в №45 от 21 февраля 1895 года поместила статью об одном его докладе под названием «Памятники народной литературы казанских татар»: «В последнем заседании Общества археологии, истории и этнографии был представлен Абдул- Каюмом Насыровым, жителем города Казани, сборник татарских песен, загадок и пословиц. Это собрание татарских народных литературных произведений является самым обширным из всех доныне известных сборников, хотя и в нем есть некоторые пробелы, которые будут, вероятно, пополнены этим усердным собирателем». [1, с.6] Профессор Казанского университета Н.Ф.Катанов послал Каюму Насыри этот номер газеты, сообщив при этом, что упомянутый сборник будет издан.
Много теплых писем написали Каюму Насыри читатели его произведений. Ему писали из многих городов и деревень не только Казанской губернии, но и России. Читатели выражали свои лучшие пожелания и благодарность за его большую просветительскую работу. Однако Каюма Насыри огорчало то, что царские чиновники препятствовали его деятельности, и временами он чувствовал себя очень одиноким. Например, в 1876 году он был вынужден оставить работу в школе. А в 1885 году пожар в его доме уничтожил много рукописей и книг. После таких событий он уезжал в родную деревню, где жил в течение продолжительного времени. Вот запись, которая отражает тогдашние его переживания: «35 лет прожив в Казани и дойдя до последнего куска, наконец, приехал на родину - в Ширданы…, но здесь перо чинить приходиться редко, а больше исправлять косу да соху. Более всего жаль, что труды мои остались бесполезными». [1, с. 6]
Но такие переживания для ученого были временными. Ведь секрет достижений Каюма Насыри заключается именно в том, что он терпеливо боролся против бесчисленных преград, стоявших на его пути. В автобиографическом очерке, написанном осенью 1876 года, он рассказывает о тех трудностях, которые ему пришлось пережить, а потом с воодушевлением добавляет: «Так уж повелось, что в каждом деле кто-то начинает первым, и на его долю не выпадает ничего, кроме ругани. Общеизвестна, например, участь Колумба, Гутенберга и других. Важность их открытий люди оценили лишь в наши дни». [1, с.6]
Каюм Насыри хорошо понимал, что на его долю пришлась исторически важная и очень нужная для родного народа работа. Он верил в будущее, и это придавало ему сил.
Богатейшее литературное и научное наследие Каюма Насыри перешло как бесценный дар новому поколению, обогащая его демократическими традициями, духовными ценностями великой русской культуры. Его деятельность, творчество, необыкновенная стойкость и человеческий подвиг оказали огромное влияние на творческую молодежь. Татарские писатели, которые начали заниматься творчеством в начале 20 века, непременно изучали труды Каюма Насыри. Поэты Мазит Гафури и Габдулла Тукай, основатель татарского театра Галиасгар Камал в автобиографических очерках вспоминают, что они с самых юных лет с увлечением читали произведения Каюма Насыри.
Скончался Каюм Насыри 20 августа (2 сентября) 1902 года в возрасте 77 лет. Похоронен на Ново- Татарском кладбище г. Казани. Могила ухожена, там лежат цветы.
Глава II
Научная и литературная деятельность Каюма Насыри началась еще при крепостном строе и развивалась в период усиленного развития капитализма в России. Первое свое произведение «Сборник вестей» он написал в 1859 году. Первым печатным его трудом был учебник татарского языка - «Синтаксис» (вышел в свет в 1860 году). В том же году он издал брошюру «На досуге», где писал о различных явлениях природы. Книга предназначалась для детей школьного возраста и людей, занимающимся самообразованием. Это было первое научно – популярное сочинение, написанное на татарском языке. Именно с него началось создание татарской детской литературы. |