Каюм Насыри: вчера и сегодня |
В деятельности Общества археологии, истории и этнографии активное участие принимали татарские ученые Каюм Насыри, Хусаин Фаизханов и Шигабутдин Марджани.
Каюм Насыри усердно и неустанно собирал материалы по татарскому фольклору: пословицы, поговорки, загадки, песни, а затем передавал эти материалы на рассмотрение Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.
Учащаяся молодежь, русские ученые, в первую очередь тюркологи, высоко оценивали труды Каюма Насыри. Он был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии в 1855 году. Это было официальным признанием его научных заслуг. Диплом об избрании Каюма Насыри действительным членом Общества бережно хранится в Музее К. Насыри.
Профессор Казанского университета, востоковед Григорьев писал в 1880 году, что Каюм Насыри «первый из наших мусульман, которого европейское образование, полученное им в Казанском университете, подняло в умственном отношении на такую высоту, что он мог отнестись к исламу объективно».[1, с.4,(2)].
В 50-60-е годы 19 века в области лингвистики, этнографии и истории татарского народа успешно и плодотворно работал Хусаин Фаизханов, замечательный ученый- просветитель, преподаватель тюркских языков Петербургского университета. Он мечтал о создании в Казани крупного светского учебного заведения для татар. В то время татары с большим трудом могли поступить учиться в существующие учебные заведения. Из-за политики царского правительства его планы не могли осуществиться.
Шигабутдин Марджани – философ, историк, литератор, языковед, крупный знаток истории, культуры и быта Востока, один из основоположников национальной исторической науки. Он был выдающимся просветителем и ученым, религиозным и общественным деятелем. Марджани выступал за то, чтобы татары овладевали русским языком, приобщались к русской и европейской культуре. Шигабутдин Марджани внес большой вклад в развитие передовой общественной мысли, много сделал для повышения национального самосознания татар. Это выдающаяся личность. Интересно, что труды и портрет Ш.Марджани есть в библиотеке Британского музея в Лондоне.
Одной из наиболее интересных достопримечательностей нашего тысячелетнего города является мечеть Марджани. Другие ее названия – «Первая Соборная» и «Юнусовская». Мечеть находится на ул. К.Насыри, 17. Это одна из старейших каменных мечетей Казани. Двухэтажное кирпичное здание в первом официально зарегистрированном мусульманском приходе г. Казани было построено на средства прихожан с личного разрешения Екатерины II в 1766- 1770 гг. Екатерина II посетила Казань в 1767 году. Вот что писал об этом Каюм Насыри: «До царствования Екатерины II в Казани каменных мечетей не было… Воспользовавшись приездом Екатерины в Казань, самые почитаемые мусульмане города пришли к ней и просили разрешить им построить каменные мечети. Царица Екатерина дала согласие и сама указала место строительства… Когда дело дошло до возведения минарета, городские власти, обеспокоенные его высотой, написали Екатерине II: «Ты хоть и дала разрешение мусульманам на строительство мечетей, но строят они высоко». На это царица ответила так: «Я определили им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения». [1, с. 28] Шигабутдин Марджани был духовным наставником прихода с 1850 по 1889 годы.
В Казани, в Старо- Татарской слободе пока еще стоит дом, принадлежавший Ш. Марджани. Это дом № 10 на улице, которая носит имя его друга и соратника Каюма Насыри. Этот двухэтажный полукаменный дом был построен в 1858 году. Здесь Шигабутдин Марджани написал множество своих трудов. К сожалению, богатейшая библиотека ученого погибла в пожаре 1918 года. Дом Марджани был центром своеобразного паломничества в Старо-Татарской слободе. Частыми гостями в его доме были представители духовенства, деятели науки и культуры, купцы, шакирды. Можно предположить, что частым гостем в доме Марджани был и Каюм Насыри. Жаль, что дом находится сейчас в таком плачевном состоянии. А ведь там можно было бы создать Дом-Музей Ш. Марджани, нашего выдающегося соотечественника. |