Глава 2. Древняя Казань и ее развитие в XI - XIII вв. Средневековая Казань в историографии |
В отечественной историографии, как видим, длительное время существовала возникшая на основе относительно поздних татарских легенд концепция первоначальной Казани, располагавшейся в 45 км к северо-востоку от Казани на месте обширного булгаро-татарского поселения конца XII – начала XVI века (Камаевское городище, Русско-Урматское селище в современном Высокогорский районе РТ). М.М. Хомяков категорически возражал против размещения первоначальной Казани в «Иске-Казани» и на Зилантовой горе в устье Казанки. В качестве гипотезы ученый выдвинул предположение о возможной локализации раннего города на Кабанском городище (он был также первым, кто обратил внимание на этот памятник) и рекомендовал организовать поиски летописного «Старого городища» на Федоровском бугре или на территории Богородицкого монастыря. По справедливому заключению М.М. Хомякова, положительные результаты по определению местоположения древней Казани будет возможным получить в конечном итоге лишь при изучении объектов, находящихся под землей, т.е. путем археологических изысканий [Хомяков, 1910, с.625 и сл.].
В конце XIX – начале XX века к изучению проблем средневековой Казани проявила интерес возрождающаяся татарская историческая наука. Среди первых татарских исследователей истории средневековой Казани можно назвать Ш. Марджани [1884; 1989], Г. Баттала [1996], Г. Ахмерова [1998], Х. Атласи [1992], Р. Фахретдина [1993], А.-З. Валиди [1992], Г. Газиза Г .Губайдуллина) [1994]. В их работах превалирует анализ политических событий XIV–XVI веков. Характеризуя их работы в целом, важно отметить, что они говорят о культурно-исторической и этнической преемственности Волжской Болгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
Ш. Марджани считал, что Казань основана ханом Газаном (Хасаном), внуком Батыя, о чем, по его мнению, может свидетельствовать найденный на Архиерейской даче надгробный камень конца XIII века, поставленный на могилу Хасан-бека [Марджани, 1989, с.77–79, 160]. В 1436 году Улу-Мухаммад основал столицу Казанского ханства уже на новом месте. С трудами Ш. Марджани связано также упоминание Соборной восьмиглавой мечети и мечети Кул-Шарифа с медресе в Казанском кремле [там же, с.199; 219, с.41–50].
В трудах Г. Ахмерова и Х. Атласи дается критический обзор русской историографии, письменных источников и татарских преданий о средневековой Казани. Г. Ахмеров указывал, что еще до основания города в середине XII века здесь проживали болгары-казанцы. По его мнению, поселения древних болгар в результате их развития перерастают после монгольского нашествия в города Иске-Казань и Новая Казань [Ахмеров, 1998, с.67–70]. Вслед за Ш. Марджани основание Казани он связывал с именем хана Казана, жившего до 1288 года, и отвергал легенду о появлении города после нашествия Тимура. Новая Казань, по концепции Г. Ахмерова, постепенно занимала место Иске-Казани, которая угасает после русского нашествия 1399 года. К ханскому времени на территории Казанского кремля ученый относил башню Сююмбике (минарет Соборной мечети) и Введенскую церковь (Соборная мечеть) [там же, с.119–120]. |