Глава 2. Древняя Казань и ее развитие в XI - XIII вв. Средневековая Казань в историографии | По истории средневековой Казани накопилась обширная литература [Хузин, Ситдиков, 2002]. Она требует специального изучения. Ниже мы представим лишь общий обзор историографии Казани до завоевания ее русскими в 1552 году.
Первый этап в изучении средневековой Казани есть основание начинать с публицистического историко-художественного сочинения неизвестного автора второй половины XVI века под названием «Казанская история». Она является первой попыткой русской историографии, исходя из господствовавшей идеологической концепции того времени, изложить историю вновь завоеванного татарского государства и его столицы. Древнейшая редакция произведения сохранилась лишь в восьми списках (всего их известно почти 300). В четырех из них упоминается дата основания Казани – 1177 (1172) год [Казанская история, 1954, с.47]. Как показали исследования И.Г. Добродомова и В.А. Кучкина [1989, с.454-456], эти даты попали в документ чисто случайно, «как результат оплошности позднего переписчика». В большинстве же списков время возникновения Казани увязывается с золотоордынским ханом Саином, основавшим Саинов юрт на месте будущей Казани [Казанская история, 1985, с.315]. Несмотря на всю тенденциозность и легендарность, особенно в освещении ранних периодов истории Казани, хронологическая близость его написания к периоду существования Казанского ханства делает это произведение интересным источником. Особую ценность представляют краткие сведения о топографии и фортификации города, архитектурных сооружениях, упомянутых, правда, без четкой локализации.
В трудах русских историков Казань как предмет исследования вновь появляется в книге А.И. Лызлова «Скифская история», написанной в конце XVII века [Лызлов, 1776]. В ней приведена большая подборка материалов, относящихся к внешнеполитическим отношениям Московского государства и Казанского ханства. В качестве основного источника А.И. Лызлов использовал «Казанскую историю». Он поддержал золотоордынскую версию основания Казани Сартаком, сыном Батыя. По его мнению, Казань после разорения в конце XIV века вновь восстанавливается в 1438 году Улу-Мухаммадом. Штурм Казани в 1552 году А.И. Лызлов описывал по «Сказанию» А. Курбского. Большое внимание одновременно он уделял сведениям иностранных авторов: хронике Матвея Стриковского, «Запискам о Московии» Сигизмунда Герберштейна и др., описывающих взаимоотношения Московского государства и Казанского ханства.
Проблемы истории Казани нашли свое место в трудах историков XVIII века – «Истории России с древнейших времен» В.Н. Татищева [1768] и «Опыте Казанской истории» П.И. Рычкова [1767]. Если в работе В.Н. Татищева вопрос о возникновении города освещается в рамках золотоордынской концепции, то П.И. Рычков подверг критическому анализу и признал недостоверными легенды об основании Казани в джучидскую эпоху. Он обратил внимание на то, что в некоторых русских летописях «болгары-казанцы» начинают упоминаться с XII века, что, по его мнению, связано с заселением бассейна р. Казанки в домонгольское время. Таким образом, П.И. Рычков ставил под сомнение золотоордынское происхождение Казани, хотя первое достоверное летописное упоминание города относил ко времени похода Дмитрия Донского на Болгар в 1376 году [Рычков, 1767, с.66–72]. В работе П.И. Рычкова нашла также отражение концепция восстановления Казани Улу-Мухаммадом в 1438 году. |