Рудольф НУРЕЕВ | Кристина ИВАНОВА
Рудольф Нуреев (Нуриев) - человек-легенда. За тридцатилетнюю карьеру знаменитый танцовщик подготовил свыше 100 партий; работал с 40 труппами мира. Три десятилетия давал от 200 до 250 представлений в год. Нуреев поставил почти все балеты классического наследия («Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Щелкунчика», «Раймонду»), сочинял новые («Золушка», «Буря» и др.). В 1962 году он выступил в спектакле «Жизель» лондонского «Королевского балета» в дуэте с Марго Фонтейн. Нуреев и Фонтейн стали самой известной балетной парой 60-х годов.
Кроме выступлений в традиционном репертуаре, Рудольф Нуреев танцевал в балетах, ставших современной классикой, - «Аполлон Мусагет» Стравинского, «Танец на вечеринке» на музыку Шопена и создал ведущие партии в балетах «Маргарита и Арман» на музыку Листа, «Ромео и Джульетта» Прокофьева и многих других.
В конце 70-х Нуреев стал сниматься в кино (фильмы «Валентино» Кена Рассела и «Я - танцовщик») и обратился к современному танцу. В последние годы жизни руководил такими коллективами, как балет Парижской Оперы. На вопрос, как он все успевает, Нуреев ответил: «Я мало сплю и много работаю».
Его мать - Фарида - с тремя дочерьми - Розой, Розидой и Лилией - ехала на Дальний Восток к месту военной службы мужа. Когда поезд проходил мимо озера Байкал, родился мальчик, которого назвали Рудольф.
А родился гениальный танцовщик, пленивший умы и сердца миллионов, 17 марта 1938 года близ города Иркутска в поезде. Родители Нуреева были татарами-мусульманами. Отец, Хамет Нуреев, родился в одной маленькой деревеньке возле Уфы, а мать - в Казани. Вот что Нуреев писал в своей биографической книге: «Наша татарская кровь течет как-то быстрее и всегда готова вскипеть. И все же мне кажется, что мы апатичнее русских, чувствительнее, есть в нас некая азиатская мягкость, но есть также и живость предков, этих стройных и гибких прекрасных наездников. Мы - странная смесь нежности и жестокости, эта смесь редкость у русских… Татары быстро воспламеняются, быстро вступают в бой, непритязательны и в то же время страстны, а иногда и хитры, как лиса. В сущности, татарин - на редкость сложное животное, вот такой я и есть».
В 1941 году семья жила в Москве, а когда глава семьи ушел на фронт, эвакуировалась в Башкирию, в небольшую деревушку Чишуна.
В 6 лет Рудольф впервые встретился с настоящим балетом - в Башкирском театре оперы и балета. Шел спектакль «Журавлиная песнь», где танцевала Зайтуна Насретдинова, которую Нуреев до конца жизни считал замечательной национальной балериной. Через всю жизнь он пронес воспоминания о том, как был ослеплен, зачарован и взволнован тем, что увидел. Тогда он, согласно воспоминаниям, почувствовал, что рожден для танца. Рудольф начал посещать танцевальный кружок при Доме пионеров. Затем был принят в Ленинградское хореографическое училище, где занимался под руководством А.И.Пушкина. Вскоре Нуреев стал ведущим солистом балетной труппы Театра оперы и балета им. Кирова.
17 июня 1961 года, находясь с театром на гастролях в Париже, Нуреев попросил предоставить ему политическое убежище, что было воспринято в СССР как подлое предательство. Впоследствии всю жизнь над ним висел приговор за измену родине, предполагавший его заключение в тюрьму сроком на 7 лет. Только в 1995 году постановлением Конституционного Суда РФ Нуреева оправдали на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Но почти 30 лет имя Рудольфа Нуреева в СССР было запрещено. В 1987 году ему разрешили приехать в Советский союз, где он смог увидеть в последний раз мать, которая умерла в начале 1988 года. |