Творцы новой Казани. История одного объекта |
Стремление к идеальной акустике побудило архитекторов предусмотреть место для размещения так называемой реверберационной камеры. Тот, кто был в БКЗ, наверняка наблюдал это устройство, чем-то напоминающее ставни. Сюда устремляется нагнетаемый в зале звук. Волна проходит через открытые створки, оказывается в пустой камере, откатывается назад и равномерно распределяется по залу. Ведь недостаточно удержать звук в закрытом пространстве. Необходимо, чтобы он без искажений, мягко, чарующе, как переливы весеннего ручья, доходил до слушателя. В новом зале это стало возможно. За счет реверберации звуковое поле увеличилось на 20%. Преимущество устройства - это регулирование звука путем открытия и закрытия створок, «настройка» зала для того или иного вида исполнения. Например, большого симфонического оркестра, органа, камерного оркестра. Таким образом, получился уникальный зал с регулируемой акустикой. По мнению специалистов, в мире таких считанные единицы.
В отдельную большую проблему вылилось приобретение органа. Заказать инструмент стоило чрезвычайно дорого - около 1,5 миллиона долларов. Рубин Абдуллин во второй раз обратился лично к Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Но найти такие средства в республиканском бюджете оказалось непросто. Просьба ректора консерватории была переадресована в Правительство Российской Федерации. Деньги из Москвы пришли. Это позволило организовать конкурс, в котором участвовали лучшие производители органов.
Выбор был сделан в пользу всемирно известной голландской фирмы. Контракт с казанцами стал для нее первым опытом взаимовыгодного сотрудничества в новой России. Для Большого концертного зала они создали оркестровый орган, который содержит 59 регистров. Три регистра расположены внутри акустической камеры зала отдельно от инструмента. Это дает возможность использовать характерный прием «эха», часто встречающийся в музыке старинных мастеров.
Реконструкция концертного зала завершилась в рекордно короткие для объектов такой сложности сроки - 700 дней или 21 месяц. Ход реконструкции контролировал сам мэр Казани Камиль Исхаков. На строительной площадке царила атмосфера постоянного обмена мнениями. Логинов, Прокофьев, Абрамов, Абдуллин часто спорили, иногда даже ссорились. Но общность цели, совместное преодоление трудностей на пути к ней сближали. Работали с большим воодушевлением, не покладая рук, по 14 часов в сутки. Их мастерская по-прежнему находилась на улице Гагарина. Но это был уже не подвал, а более подходящее для этого помещение, располагавшееся в цокольном этаже. Здесь проходили совещания, разрабатывались проекты, которые прямиком шли к строителям. Рубин Абдуллин и тут оказался в своем репертуаре. Ректор консерватории доставил в мастерскую давно списанное, старенькое и совершенно расстроенное фортепиано. Специалисты инструмент привели в божеский вид. Расходились все далеко за полночь. После напряженного дня в редкие минуты отдыха из мастерской глубокой ночью доносились звуки музыки. Маэстро играл для друзей… Спустя годы те непростые 700 дней на стройке два архитектора, музыкант и конструктор вспоминают как лучшее время в жизни. Они были вместе. Здесь Рубин Абдуллин и Виктор Абрамов стали частью творческой мастерской «ВЕЛП». В дальнейшем при выполнении различных проектов Абдуллин, Абрамов, Логинов и Прокофьев работали одной командой.
Лауреаты
Проект реконструкции Большого концертного зала получил признание государства. Его разработчикам - архитекторам Виталию Логинову, Евгению Прокофьеву, конструктору Виктору Абрамову и технологу проекта Рубину Абдуллину - была вручена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства. Все началось с проходившей во второй половине 90-х годов в Казани выездной сессии Российской академии архитектуры и строительства. Среди ее участников был и ныне покойный знаменитый академик Александр Владимирович Иконников. Посмотрели Большой концертный зал, нашли его достойным Государственной премии и предложили эту идею авторам проекта. Абдуллину, Абрамову, Логинову и Прокофьеву она показалась интересной. В результате «ВЕЛП» решил выдвинуться от творческих союзов на соискание Госпремии. Последовала череда выставок. Наиболее значительные из них - «Зодчество», «Миры дизайна», проходившие одновременно в московском Доме архитекторов. Жюри всероссийской выставки-конкурса «Дизайн-99» присудило «ВЕЛП» диплом лауреата. Это стало своего рода путевкой на получение Государственной премии. Затем был чрезвычайно жесткий отбор лауреатов. Торжественная церемония вручения премии состоялась 12 июня 2000 года. Накануне Управление делами президента РФ разослало лауреатам пригласительные. Гостям столицы оплатили проезд, разместили в лучшей гостинице «Россия». В день церемонии, в его первой половине, лауреаты побывали на Красной площади, затем миновали КПП и оказались в большом Кремлевском дворце Екатерининского дворца. Лучших представителей творческих коллективов страны награждал лично президент Владимир Путин. Среди 80 лауреатов, артистов, художников, писателей выделялись известная телеведущая Кира Прошутинская, царственно величественный Никита Михалков. Незадолго до этого Кира Прошутинская сломала ногу. Ради такого случая она отложила костыли в сторону и приехала в Кремль на церемонию… в кресле-каталке. Глава государства уделил внимание каждому - рукопожатие, короткое поздравление, цветы, шампанское, фото на память. Президентский оркестр играл туш. Это были незабываемые минуты. |