Творцы новой Казани. История одного объекта | Валерий ЯКОВЛЕВ
Большой концертный зал (БКЗ) Республики Татарстан - здание величественное, грандиозное. Без всякого преувеличения - это памятник архитектуры. Новый объект, строительство которого завершилось в 1997 году, гармонично вписался в площадь Свободы, придав ей композиционную завершенность, солидность. По единодушному мнению искусствоведов, БКЗ сегодня - это настоящий центр музыкальной жизни Казани. Его творческая программа насыщенна и богата. Выступить здесь, где царит высокая муза, почитают за честь многие знаменитые представители музыкального искусства.
Идея строительства главного концертного зала Татарстана по праву принадлежит лауреату Государственной премии России, заслуженному деятелю искусств РФ, народному артисту Татарстана, ректору Казанской государственной консерватории, одному из лучших органистов России Рубину Абдуллину. Для него это дело, в определенном смысле, стало главным в жизни.
Новый концертный зал появился в результате масштабной реконструкции прежнего здания, которое было построено еще в 1967 году по проекту архитектора Мунира Агишева. За почти 30 лет эксплуатации оно сильно обветшало и устарело. В начале 90-х годов эта тема стала излюбленной для обсуждения среди интеллигенции, видных общественных и политических деятелей. В воздухе витала идея строительства нового храма музыки… Однако дело это оказалось не таким легким. Известно, что Рубин Абдуллин встречался по этому поводу с Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Позиция ректора консерватории была ясной и убедительной - миллионный город достоин лучшего концертного зала. Президент идею оценил и поддержал. Но были и сомневающиеся. Рассказывают, сильным эмоциональным толчком к переубеждению колеблющихся послужило одно важное мероприятие. Комиссию депутатов Госсовета РТ, в которой были и первые лица республики, пригласили в консерваторский зал на прослушивание гимна Республики Татарстан. Звучание торжественной музыки - символа государства - в «ветхих» стенах не соответствовало требованиям важности и значимости момента. Депутаты это прочувствовали сердцем. Гимн и главный концертный зал - олицетворение национальной гордости, достоинства, их качество и содержание должны соответствовать той высокой миссии, которую они призваны выполнять. Давая добро на строительство, высокая комиссия, разумеется, взяла в расчет и соображения сугубо эстетического характера. Объект из стекла и бетона в стиле 60-х годов нарушал зрительную гармонию окружающей территории. На фоне других зданий «коробка» концертного зала не производила впечатление. Необходимость реконструкции или, как тогда говорили, исправления «архитектурного антагонизма» была очевидна.
Между тем конкурс на лучший проект выявил массу интересных предложений. Архитекторы - народ с очень развитым творческим воображением. Воодушевленные идеей, зодчие предлагали самые разные варианты. Кто-то считал, что «старорежимный» объект нужно снести, а на его месте построить новый. Было даже предложение об объединении концертного зала с Домом офицеров и создании единого комплекса. Как это всегда бывает, было немало экзотических прожектов. Например, высокую конкурсную комиссию весьма озадачила идея построения «экспрессивно - идеологически выдержанного архитектурного сооружения в духе XXI века». И все же большинство предложений было дельным, они содержали много нового и интересного и вошли в окончательный вариант проекта. В конкурсе участвовали 36 лучших коллективов республики. После двух туров определился победитель - архитектурно-творческая мастерская «ВЕЛП» в лице Виталия Логинова и Евгения Прокофьева. |